Сегодня, 16 октября, в музее имени Крамского открылась выставка картин Ксении Таракановой «Vive La Vie», «Да здравствует жизнь», приуроченная к 40-летнему юбилею художницы.
Эта экспозиция – 15-я персональная выставка воронежской художницы, выпускницы нашего художественного училища и ВГИК (мастерская лауреата Государственных премий, народного художника РСФСР, профессора Пашкевича). Ее вернисажи проходили не только в российских городах (в том числе много Ксения выставлялась в Москве), но и в Португалии, Франции, Австрии. Ксения Тараканова долгое время прожила в Москве, работала в качестве ассистента художника-постановщика на «Мосфильме», а в 2007 году вернулась в Воронеж.
– Ни у одного из членов художников России, живущих в Воронеже, не было такого количества выставок по всему миру, – отметил во время церемонии открытия искусствовед Бронислав Табачников.
Ксения Тараканова пишет в стиле пост-фовизма.
– Я не могла представить выставку фовизмом, потому что это течение представляют известные художники, ярчайшим представителем которого является Анри Матисс, один из самых близких для меня художников. Поэтому определили направление как «пост-фовизм», фовизм, который после, – объясняет Ксения.
Художница пишет в манере широкого пастозного фактурного мазка методом alla prima, позволяющим завершить работу за один сеанс – на каждую картину от начала до конца у нее уходит 3-5 часов. Этим объясняется творческая плодовитость автора – с 2000 года она написала более 700 работ, из которых около 400 находятся в частных и корпоративных коллекциях в России и за рубежом.
– В Париже я написала за два месяца 40 работ. При этом еще ходила в музеи, отдыхала. Если я вдохновлена, я работаю очень быстро, – говорит Ксения Тараканова.
Одни из самых «быстрых» – серия «Женские образы», на каждый из набросков у Ксении ушло по пять минут, и картина «Дикая ню», родившаяся за 15 минут. Их можно увидеть на выставке в Воронеже.
- Я пишу очень сосредоточенно и в эти 2-3 часа стараюсь выложиться по максимуму. Уже в училище я любила работать стихийно, хотя там больше учат скорее академической живописи. Сейчас иногда пишу прямо из тюбика или пальцами,
Всего экспозиция в музее Крамского представляет собой 250 работ, собранных из творческих поездок. Здесь множество натюрмортов, портретов, городских пейзажей Парижа, Москвы, Лиссабона, природных – острова Гоа, турецких деревень, Красноярска и, конечно, родного Воронежа. Правда, наш город на полотнах Таракановой представлен не в символах.
– У меня была большая серия «узнаваемых» работ о Воронеже – Каменный мост, вокзал, центральные улицы. Но все эти картины находятся в частных коллекциях, – объяснила Ксения. – Но если честно, мне больше всего нравится писать портреты. Они, может быть, не всем понравятся – в них нет фотографического сходства. Но я изображаю человека не внешне, а его характер, состояние, эмоции. И главное, чтобы по цвету это было сочно, звучно.
Работа с цветом – визитная карточка в ее работе. «На некоторых работах вообще можно увидеть открытые локальные цвета, но надеюсь, это не шокирует зрителей, и у всех будет прекрасное настроение», - отметила Ксения.
Насыщенный красками стиль пришел во время учебы во ВГИКе. Художественные критики называют Ксению «выдающимся мастером цвета», ее полотна – «пиром души»; «никогда прежде мы не видели такой яркой, красочной живописи из России».
Ксения Тараканова – королева цвета. Ее картины переполнены эмоциями, радостью и ощущением жизни,
Выставка продлится до 17 ноября.