, Воронеж
  • 11240

Воронеж в 1917-м. Кровавая боевая рабочая дружина

Спецпроект РИА «Воронеж» – к 100-летию двух революций.
Воронеж в 1917-м. Кровавая боевая рабочая дружина Воронеж в 1917-м. Кровавая боевая рабочая дружина
РИА Воронеж Текст — , фото — Анастасия Сарма с материалов Госархива Воронежской области

РИА «Воронеж» продолжает спецпроект, посвященный революционному 1917 году. Очередной материал расскажет о трагической странице в истории Воронежа – появлении милиции и боевой рабочей дружины. Члены последней фактически стали преступниками – они грабили и убивали людей без суда и следствия.

От жандармерии к милиции

После Февральской революции одним из первых решений Временного правительства стала ликвидация царской полиции. 4 марта 1917 года вышло распоряжение о создании взамен нее «народной милиции». 6 марта новая власть ликвидировала корпус жандармов, а 10 марта – департамент полиции. В городе состав милиции пополнялся в основном солдатами, крестьянами и учащимися. Поначалу принимали даже гимназистов, которым выдавали оружие.

сотрудники уголовного розыска.jpg
Сотрудники уголовного розыска

Сыскные отделения, ведавшие уголовными делами, новая власть не распустила – они почти не прекращали своей работы.

Милиционерами не могли стать лица, состоящие под следствием и судом, должники, содержатели домов терпимости. Контроль за деятельностью милиции возложили на комиссаров, которые подчинялись Временному правительству. Начальником охраны Воронежа был избран Иван Шауров. Ему же было поручено организовать городскую милицию.

После Февральской революции сформировался правовой вакуум. Старая имперская правовая система рухнула. Новая только зарождалась. Что можно сказать о правопорядке? Представьте, что на левом берегу стоит солдат и стреляет в сторону правого берега. Его спрашивают: «Зачем стреляешь?» А он отвечает: «А вдруг в буржуя попаду?». Я не исключаю того, что в милицию не всегда попадали хорошие люди. Проверить их по количеству приводов и судимостей было тяжело.
photo_2017-07-11_16-23-30s.jpg
Евгений Зверков

историк

Боевые рабочие дружины

Одновременно с реформой правоохранительных органов была провозглашена амнистия для политических, уголовных заключенных и заключенных по религиозным делам. В губернии резко подскочил уровень преступности.

Милиция оказалась очень слабой. Бороться с ворами, жуликами, криминалом оказалось просто некому. Тогда большевики решили, что нужна народная поддержка.
photo_2017-07-11_16-23-45s.jpg
Николай Третьяков

автор книги «Два архивных документа», бывший главный следователь Воронежской области

Для борьбы с преступниками и помощи милиции Иван Шауров и член городского исполнительного комитета Николай Пажетнов распорядились организовать добровольческий отряд, который назвали боевой рабочей дружиной. В нее вошли рабочие железнодорожных мастерских и воронежских фабрик и заводов.

острогожские железнодорожные мастерские.jpg

Боевая рабочая дружина находилась в подчинении у городской милиции. Первоначально в дружине насчитывалось 80 человек, в мае 1917 года количество дружинников увеличилось до 200.

архивный документ 1.jpg

Добровольцы помогали милиции охранять город в ночное время, а утром дружинники шли на свою обычную работу. В то время как рядовые дружинники за свою работу не получали ничего, их начальство находилось на содержании городской казны. За две недели до Октябрьской революции 1917 года боевая дружина продолжала состоять при городской милиции, но потом отделилась от нее и вылилась в самостоятельную организацию. Ее начальником стал токарь воронежских паровозоремонтных мастерских Михаил Чернышев. Штаб-квартирой дружины стал бывший Дом губернатора – Дом общественных организаций.

фото архивный документ.jpg

Кто состоял в дружине?

В основном все члены дружины не были большевиками.

– Свои дружины были у эсеров, левых эсеров и небольшая красная гвардия – у большевиков. Большевистская боевая организация была самой малочисленной. Но в сентябре, когда у левых эсеров с основной партией эсеров вышел конфликт, большевики стали располагать их дружинами, как своими. Они же стали силовой опорой во время Октябрьского переворота, – отмечает историк Евгений Зверков.

член рабочей боевой дружины Петр Емельянов.jpg
Член боевой рабочей дружины Петр Емельянов
Фото – Госархив Воронежской области

Обязанности дружинников

В городской дружине ежедневно дежурство несли 70 человек. Они охраняли все общественные места, винный склад, бывшие помещичьи усадьбы, заводы, участвовали в обысках, также боролись с тайной продажей спиртного, азартными играми и спекуляцией.

рабочая дружина у гроба дружинника Николая Давыдова убитого анархистами.jpg
Рабочая дружина у гроба дружинника Николая Давыдова, убитого анархистами

В дружине была и «особая рота». Ее члены пользовались привилегиями и преимуществами – например, не несли дежурств. Они выполняли поручения, о которых рядовые дружинники даже не знали. Например, занимались обысками и реквизициями краденных вещей, оружия, продуктов, занимались избиениями и расстрелами.

Расстрелы и реквизиции

– Начальник дружины Михаил Чернышев был приятелем начальника уголовной милиции Рынкевича и имел возможность ознакомиться со всеми фотодокументами и досье на весь криминал Воронежа. Он поставил цель – уничтожить преступников без суда и следствия, – отмечает Николай Третьяков.

Задержанных приводили в штаб дружины и допрашивали, часто под пытками. Тех, кому повезло, выпускали на свободу. В многочисленном списке убитых дружинниками были не только воры, но и обычные горожане: рабочие, учащиеся и даже милиционеры.

Михаил Чернышев.jpg
Начальник дружины  – Михаил Чернышев

– Самая трагическая, самая подлейшая сторона деятельности этой организации была связана с тем, что они многое вытворяли на почве мести, – подчеркивает Николай Третьяков.

История мастера Алексея Ярового

В числе жертв дружинников был бывший мастер кузнечного цеха Воронежских железнодорожных мастерских Алексей Яровой, которого убили 28 мая 1918 года. Алексей Ефимович был ценным работником, хорошо знающим штамповочное дело. Он также отличался принципиальностью, прямотой и ревностным отношением к службе. Он требовал добросовестного отношения к работе и от своих подчиненных. Лентяи при нем штрафовались и увольнялись. Когда Яровой пришел на завод, выработка цеха возросла с 45 тыс. пудов до 90 тыс. пудов.

После Февральской революции рабочие на общем собрании проголосовали за увольнение Алексея Ярового. Соответствующее решение революционный трибунал принял в апреле 1918 года.

В квартиру Ярового по ночам несколько раз пытались вломиться вооруженные дружинники, угрожали бросить в дом бомбу. Но жена Алексея не открывала им двери. Как оказалось, в боевой дружине были бывшие подчиненные Ярового, которые хотели с ним расправиться. Желая разобраться, в чем дело, Яровой сам явился в Дом общественных организаций, где по распоряжению Чернышева и был убит дружинниками.

Криминальная дружина

По словам Николая Третьякова, самая большая трагедия в том, что боевая рабочая дружина сама стала криминальной. Ее участники занимались воровством и грабежами, при обысках забирали имущество задерживаемых, расстреливали без суда.

– Начальник управления уголовной милиции Рынкевич знал, что дружинники занимаются расстрелами. Более того, по звонку дружинников, которые вели на расстрел очередную жертву, из уголовной милиции выезжала карета скорой помощи, подбирала найденные на улице трупы и перевозила их в морг, – рассказывает Николай Третьяков. – Все протоколы по таким убийствам составлялись милиционерами по одному трафарету: «Тогда-то и там-то найдет труп с признаками насильственной смерти, а лица, совершившие преступление, не обнаружены». Свидетелей по таким делам, как правило, не опрашивали, а трупы хоронили без вскрытия.

дом губернатора.jpg
Дом губернатора, после 1917 года – Дом общественных организаций, штаб-квартира боевой рабочей дружины

Людей расстреливали в Тулиновском переулке (ныне улица Комиссаржевская) и в саду Дома общественных организаций. Трупы выбрасывали за ворота на Малую Дворянскую улицу (ныне улица Фридриха Энгельса), напротив Дома бывшего Дворянского собрания. Некоторых расстреливали прямо на улице по дороге в губернскую тюрьму.

При допросах истязали не только взрослых, но и детей. Их избивали до потери сознания. Некоторые дети были в таком тяжелом состоянии, что их посылали на лечение в губернскую земскую больницу.

Дружина и милиция

Отношения между дружиной и милицией были натянутыми. Не раз бывало, что отдельные представители милиции арестовывали дружинников, а те арестовывали милиционеров. Милиция превосходила дружины только численностью. Будучи легальной организацией, она старалась действовать по законам. Боевая дружина с законами не считалась и была вооружена лучше милиции: в ее распоряжении было много пулеметов, ручных гранат и бомб.

воронежская боевая рабочая дружина октябрь 1917 года.jpg
Воронежская боевая рабочая дружина в 1917 году
Фото – из книги Николая Третьякова «Два архивных документа»

– Большевикам нужна была реальная сила, с помощью которой можно было побороть и криминал, и неугодных людей. Дружина была в прямом подчинении Губернского исполкома. Во многом благодаря ее присутствию в Воронеже произошел Октябрьский переворот. После него дружина получила самостоятельность, вышла из ведения милиции и подчинялась только военно-административному отделу Губисполкома, – отмечает Николай Третьяков.

Василий Завадский - участник революционного движения член рабочей боевой дружины.jpg
Член боевой рабочей дружины Василий Завадский

Боевая рабочая дружина действовала в Воронеже до июля 1918 года. При ее расформировании власти изъяли из Дома общественных организаций 18 пулеметов, 500 винтовок, пироксилиновые и динамитные шашки, ручные бомбы и гранаты. Расформированным дружинникам разрешили взять себе по револьверу на случай самообороны. Помимо этого, у дружинников изъяли грузовой автомобиль, 10 верховых лошадей, одну пролетку и броневик из «Бристоля». Бывшие дружинники заняли высокопоставленные посты – устроились в ГубЧК, воинские части, военные трибуналы.

История под другим ракурсом

История дружины долгое время интерпретировалась советскими историками односторонне, умалчивались все негативные моменты. Ситуация поменялась с выходом книги бывшего главного следователя Воронежской области Николая Третьякова «Два архивных документа». В нее вошел доклад следователя Александра Морозова по уголовному делу о Воронежской рабочей боевой дружине, а также воспоминания начальника боевой рабочей дружины Михаила Чернышева.

Морозов сначала вел негласное расследование, так как бывшие участники кровавой рабочей дружины занимали высокие посты в различных ведомствах и были опасны. В июне 1919 года он предложил заведующему губернским отделом юстиции Эрнсту Эглиту передать уголовное дело для дальнейшего расследования в следственную комиссию Воронежского губернского трибунала. Он попросил снять виновных лиц с должностей и привлечь к ответственности.

– Морозов наивно полагал, что его поддержат. Но этого не произошло. Расследование прекратилось. Следователь вскоре трагически погиб при невыясненных обстоятельствах. Вероятно, его убили бывшие члены дружины, – рассказывает Николай Третьяков.

городская рабочая боевая дружина 1960-е годы.jpg
Городская рабочая боевая дружина, 1960-е годы

Как считает автор книги, трагичная страница в истории Воронежа, связанная с боевыми дружинами, пока не перевернута. Дело в том, что в честь начальника боевой дружины Михаила Чернышева названы две улицы – в Воронеже и Рамони. Как сложилась его судьба? После Гражданской войны в 1931 году обком РКП (б) направил Чернышева на учебу в академию железнодорожного транспорта. Он много лет возглавлял паровозоремонтные заводы Сибири и Дальнего Востока. А после выхода на пенсию жил в Воронеже. За преступления, к которым Чернышев имел прямое отношение, он не был наказан, ведь боевая дружина помогла становлению советской власти.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: