РИА «Воронеж» продолжает рассказывать о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы 84 улицы Воронежа. В четвертой, заключительной части спецпроекта «Улицы победителей» журналист Елена Миннибаева и историк Владимир Размустов вспоминают героев, о которых после войны говорила вся страна, но со временем их подвиги забыли. В пятницу, 13 января, речь пойдет о летчице, которая прославилась еще до начала великой Отечественной войны. Марина Раскова получила звание Героя СССР осенью 1938 года. Раскова была в составе экипажа, который установил женский мировой авиационный рекорд дальности полета – беспересадочный перелет Москва-Дальний Восток.
Марина Раскова (28.03.1912 – 04.01.1943)
Если бы в детстве кто-то сказал родителям Марины, что их дочь станет знаменитой на всю страну летчицей, они бы в это не поверили. В самолетики вместе с братом Марина не играла, да и родители были далеки от техники. Отец Марины Михаил Дмитриевич был артистом московской оперы. Дочь родилась, когда ему было 59 лет. Отец обнаружил у Марины хорошие музыкальные способности и пророчил дочке успешную карьеру. Мать Анна Спиридоновна была моложе мужа на 29 лет. У Марины был старший брат Роман, родившийся в 1908 году.
Трагедия в семье
В 1919-м отца Марины насмерть сбил мотоцикл. Семья лишилась единственного кормильца. В то время Марина одновременно училась в школе и в детском отделении консерватории. Но связать жизнь с музыкой ей не удалось. После школы Марина устроилась практиканткой, а затем химиком-лаборантом в лабораторию анилинокрасочного завода.
Личная жизнь
На предприятии Марина познакомилась с инженером Сергеем Расковым, за которого в 1929 году вышла замуж, а через год родила дочь Татьяну.
![](/upload/medialibrary/9aa/9aac108ebc8c55e78eada1e8964a71b1.jpg)
В декретном отпуске Марина долго не была – нужно было зарабатывать деньги. С ребенком выручила мама. Раскова в 1932 году поступила лаборанткой в аэронавигационную лабораторию Военно-воздушной академии имени Жуковского. В 1934 году она окончила Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, став штурманом. Через год Раскова успешно выпустилась из школы летчиков при центральном аэроклубе. Марина продолжала работать при академии инструктором и летчиком-наблюдателем.
По воспоминаниям знакомых Расковой, активная деятельность на работе и различие интересов, видимо, послужили поводом для развода Марины с мужем в 1935 году.
Подвиги
Страна узнала о летчице Марине Расковой в 1937 году: Марина начала участвовать в полетах на большие расстояния. Самым известным был беспосадочный перелет на самолете «Родина» по маршруту Москва-Дальний Восток протяженностью 6450 км в сентябре 1938 года. Экипаж состоял из командира Валентины Гризодубовой, второго пилота Полины Осипенко и штурмана Марины Расковой. Перелет продолжался 26 часов 29 минут – мировой авиационный рекорд дальности полета. Рекорд едва не стоил Расковой жизни. Полет проходил в экстремальных условиях.
– Представьте себе 1938 год, тогда при дальнем полете невозможно было рассчитать, какая будет погода на всем расстоянии, а погода летчиц очень подвела. Практически все 6 тыс. км летчицы летели вслепую, не видя землю. При температуре -35 градусов начали выходить из строя приборы, заканчивалось топливо. Самолет мог упасть, и первым делом пострадал Раскова как штурман. В самолете «Родина» штурманский отсек расположен в носовой части фюзеляжа. При посадке на неподготовленный аэродром машина могла встать на нос, и в этом случае стеклянная рубка штурмана была бы сплющена в лепешку. Поэтому капитан приказала Расковой прыгать с парашютом, – рассказал консультант спецпроекта, кандидат исторических наук Владимир Размустов.
Раскова выполнила команду. В ее кармане лежали две шоколадки, револьвер, компас, карманный нож. Следующие десять суток, превозмогая голод и холод, Марина добиралась к намеченному месту посадки. Временами она находила клюкву, грибы. Недостаток пищи приходилось возмещать даже березовыми листьями.
![](/upload/medialibrary/2ca/2ca8af33579f408902d257d5cb850de2.jpg)
Экипаж на фоне самолета, на котором летчицы установили авиационный рекорд
Через неделю блужданий по лесу Раскова преодолела недоверие к лесным грибам и съела их. Несколько раз в тайге летчица встречала медведей. Зверей она пугала выстрелами из пистолета.
Утром десятого дня Раскова увидела самолеты и отчетливо услышала выстрелы. Преодолевая слабость, Марина пошла по направлению выстрелов. Она едва передвигалась, опираясь на палку. На ней был шерстяной свитер с орденом Ленина на груди, одна нога в унте, вторая – босая. Впоследствии Марина вспоминала, что еще пара дней в тайге – и она бы точно не выжила.
За мужество и установленный мировой рекорд по дальности полета Марине Расковой в числе первых женщин в стране присвоили звание Героя Советского Союза.
![](/upload/medialibrary/4e9/4e991a56ada1f1793d814b3987fb7545.jpg)
Звание Героя ССССР Расковой присвоили 2 ноября 1938 года
Война
Осенью 1941 года Марина Раскова обратилась в ЦК ВКП(б) с просьбой разрешить сформировать женский авиационный полк. Ее просьбу удовлетворили. Желающих пойти на фронт оказалось так много, что решили сформировать не один, а три женских авиаполка. Была среди добровольцев и летчица Раиса Беляева, которая погибла в воздушном бою над Воронежем.
– Обучение этих новых соединений проводилось в Энгельсе. На вооружении были самолеты «Пе-2» (в армии СССР носил прозвище «Пешка»). В то время это был самый массовый пикирующий бомбардировщик производства СССР, – заметил историк Владимир Размустов.
Раскова сама испытывала каждый самолет, на котором потом должны были летать ее девушки, поднимала технику в небо, рисковала – ведь самолеты делали наспех. Но по воле судьбы Герой СССР Марина Раскова погибла не в бою, а в автокатастрофе из-за сложных метеоусловий.
Марину Раскову похоронили у Кремлевской стены, а 588-му полку за последующие успешные действия на Северо-Кавказском и Донском фронтах присвоили имя отважной летчицы.
Вообще, для советского общества, в котором культивировалось равноправие женщин, девушки с энтузиазмом массово вступали в аэроклубы в предвоенные годы и воевали в женских авиаполках в годы войны. В отличие от СССР, в Германии женщинам традиционно отводились лишь три главные функции, так называемые «три К»: “die Kirche, die Kueche, die Kinder”, то есть «церковь, кухня, дети», а воинская служба была им категорически противопоказана, и о формировании женских авиационных подразделений и речи быть не могло,![]()
Владимир Размустов
консультант проекта
Память
![](/upload/medialibrary/6f4/6f44c8a5bfba1781e68728feb87d2966.jpg)
Улица Марины Расковой в Воронеже
В честь Героя СССР летчицы Марины Расковой во многих городах бывшего Союза назвали улицы и переулки.
![](/upload/medialibrary/784/784aa103709a8a9a9cc44ea07bae321d.jpg)
Чтобы найти улицу Марины Расковой в Воронеже, нужно добраться до окраины города
В Воронеже улица Расковой находится на окраине города, в частном секторе микрорайона Сомово.
![](/upload/medialibrary/a84/a84a89a33568943c99b759f378547053.jpg)
Мемориальная доска Герою СССР Расковой требует ухода, буквы начали стираться
Мемориальная доска расположена на воротах дома №6.