Очередным героем спецпроекта «Улицы победителей» стал уроженец Воронежа, композитор, народный артист СССР Константин Массалитинов. В годы Великой Отечественной войны он руководил сводным оркестром 303-й стрелковой дивизии, музыка которого поднимала боевой дух фронтовиков.

Константин Массалитинов (3.06.1905 – 24.01.1979)

Предки будущего композитора были купцами, до конца XIX века Массалитиновы жили в уездном городе Воронежской губернии Нижнедевицке (в 1928 году Нижнедевицк стал селом). Перебравшись в Воронеж, Массалитиновы купили дом на современной улице Пушкинской, после жили на Помяловском спуске. Отец Константина рано овдовел, и ему пришлось одному воспитывать четверых детей.

Родители композитора Ираклий и Мария
 

«Рассказывают, как еще маленьким Костя часто приходил к знакомым в скобяную лавку, что располагалась «на Круглых рядах» – сейчас на том месте разбит сквер с памятником жертвам белого террора. Мальчик взбирался на забор и начинал размахивать в воздухе руками, как будто дирижировал. Практичные приказчики с лавочниками ухмылялись и судачили промеж себя: «Малец-то у Массалитинова с чудинкой». Но Костя не был «чудной», он был поэт и таким непосредственным поведением выражал свою мечту посвятить жизнь музыке и песне».

Из биографической работы Игоря Маркина «Чистая водица ключевая»

Константину Массалитинову 18 лет
 

Константин Массалитинов поступил в Воронежский музыкальный техникум на классы фортепиано и хорового дирижирования.

Массалитинов во время учебы в музыкальном техникуме, 1926 год
 

После окончания техникума в 1929 году молодой Массалитинов пришел работать в Дом народного творчества.

«В 30-е годы в нашем городе все ярче раскрывался самодеятельный хор при швейной фабрике «Первое мая», куда пришли песенницы из различных сел, и среди них скромные девушки Дуся Осипова и две Маши – Морозова и Мордасова, впоследствии ставшие артистками Государственного Воронежского русского народного хора. Таланты, талантищи, самородки: Осипова даже в преклонном возрасте, будучи тяжело больной, наизусть помнила до тысячи нигде не опубликованных народных песен! Увлеченный неповторимой мелодией деревенской поэзии и первозданной чистотой народной песни, молодой композитор Массалитинов с огромным желанием сотрудничал с хором».

Из биографической работы Игоря Маркина «Чистая водица ключевая»

Константин Массалитинов вместе с коллегами отправился в таловское село Александровку – на родину известного воронежского собирателя и исполнителя русских народных песен Митрофана Пятницкого 21 июня 1941 года. В Александровке должна была пройти генеральная репетиция объединенного хора Воронежской области, который заявили в показательном концерте Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. Сводную репетицию провели в поле ранним утром 22 июня.

«Финал программы завершала прославленная воронежская «Калинка». Все пошли в пляс, закружился хоровод, как вихрь носились ребята вприсядку, девчата отбивали дробь. Все были охвачены единым радостным порывом. И вдруг в самый разгар веселья ворвался крик: «Бабы, германец на нас войной пошел!». «Калинка» оборвалась. Все разом смолкли. Песня осталась недопетой. Я долго стоял с тетрадкой, куда записывал программу предстоящих московских концертов, и с горечью смотрел, как редел цветной людской ковер, только что полный светлых надежд и радостей. Все спешили в село. Горе горькое настало. Поздним вечером мы выехали в Воронеж с мобилизованными. В вагоне стояла тишина».

Из воспоминаний Константина Массалитинова

С первых дней войны Воронежская швейная фабрика перешла на военные заказы. Все участники хора предприятия, с которым сотрудничал Массалитинов, работали днями и ночами. Несмотря на дикую усталость, они находили время на песни. Репетировал хор на территории цеха. Там же, рядом с верстаками, стоял рояль.

В первые дни войны фабричный хор вместе с Массалитиновым провожал воронежцев на фронт. Прощальный концерт проходил в цирке, в 1941 году он находился в начале улицы Плехановской, напротив сквера с памятником жертвам белого террора.

«Возле цирка многолюдно. Двери настежь. Билетов нет. Кроме новобранцев, призванных в армию, собрались их родственники, знакомые. Они провожали своих близких на бой с фашистами. И у певиц наших близкие тоже уходили на войну: у кого отец, у кого брат, у кого любимый. Слезы подступали, но надо было петь. Песня нужна в такие минуты, она помогает».

Из воспоминаний Константина Массалитинова

С июля 1941 года Массалитинов находился на фронте в качестве капельмейстера сводного духового оркестра 303-й стрелковой дивизии 845-го стрелкового полка Смоленского направления. Музыканты поднимали боевой дух советских бойцов. Они играли и пели среди свиста пуль и грохота взрывов.

В соответствии с постановлением Государственного комитета обороны в июле 1941 года в Воронеже сформировали 303-ю стрелковую дивизию. Участвуя в ликвидации Ельнинского выступа, дивизия понесла большие потери в наступательных боях. Если при формировании в состав дивизии входило более 14 тыс. бойцов, то 12 сентября 1941 года их насчитывалось только 2,9 тыс.

«Уж больно рано осенью 41-го выпал снег и подморозило. В городе ранний снег не так волнует прохожего. А на фронте это плохо: вся маскировка зеленая, а кругом белым-бело. И досталось же нашей дивизии в те дни. Снятые с линии огня после взятия Ельни, мы пошли к машинам на погрузку, чтобы в тыл податься на переоформление. Только выбрались на Можайское шоссе из Смоленского леса, как сразу стали мишенью для немецких стервятников. С десяток налетели и давай бомбы метать и из пулемета строчить».

Из воспоминаний Константина Массалитинова

Под городом Ельня Массалитинов был тяжело ранен в голову. В госпитале капельмейстера в прямом смысле слова вернули с того света. Через месяц, в октябре 1941 года, композитор вернулся в Воронеж долечиваться.

По словам историка Владимира Размустова, ранение Массалитинова, вероятнее всего, спасло ему жизнь.

– После Ельнинской операции 303-я стрелковая дивизия перешла в оборону. Она прочно удерживала свои позиции 15 суток, но в начале октября немцы прорвали оборону Западного фронта и устремились к Москве. Немецкие войска прорвались к Вязьме, образовав Вяземский котел, 7 октября. Эти события еще называются Вяземской катастрофой. Там оказалось большое количество советских войск, до 600 тыс., в том числе и 303-я стрелковая дивизия, в которой служил Массалитинов. Дивизию расформировали, как погибшую, 27 декабря 1941 года. Если бы Массалитинова не ранили, он бы тоже, скорее всего, оказался в вяземском котле и вряд ли смог бы там выжить, – объяснил консультант спецпроекта, кандидат исторических наук Владимир Размустов.

После выздоровления Массалитинова назначили главным дирижером сводного военного духового оркестра, который играл на Октябрьском параде в Воронеже. Принимал парад маршал Советского Союза Семен Тимошенко. Вместе с ним на трибуне находился будущий первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, в 1941 году он был простым членом военного совета фронта.

На фото справа налево – Тимошенко, Хрущев, секретарь воронежского обкома ВКП (б) Никитин
 

Парад проходил на главной городской площади, которая в 1941 году называлась площадью 20-летия Октября. Именно на ней 7 ноября 1940 года открыли памятник Ленину.

«7 ноября 1941 года я с утра в университете. Выстраиваю оркестр. Музыканты в единой зимней форме. Инструменты начищены до блеска. Я поблагодарил всех за хорошую подготовку и скомандовал «шагом марш!». Тротуары в Воронеже заполнились народом: люди приветливо махали платками, шли следом. Десять утра. Из ворот обкома партии на коне выехал маршал Тимошенко. По взмаху шашки командующего парадом я дал вступление оркестру. Под звуки «Кавалерийской рыси» в белой маскировке прошли танки. Пехота проезжала на машинах. Парад длился не более полутора часов. Но для меня эти 90 минут показались очень долгими».

Из воспоминаний Константина Массалитинова

Военный парад в Воронеже, проведенный в непосредственной близости от боевых позиций, зарядил местное население боевым настроением и подарил веру в победу советского народа над фашистами.

«Комсомольская правда» от 9 ноября 1941 года
 

Октябрьский парад в Воронеже считается незаслуженно забытым. Ведь 7 ноября 1941 года в СССР парады прошли только в трех городах – Москве, Куйбышеве (туда эвакуировали все министерства и дипмиссии) и Воронеже.

– Воронеж для парада выбрали не случайно. В октябре 1941 года в нашем городе разместился штаб Юго-Западного фронта во главе с маршалом Тимошенко, который тогда единственный в Союзе имел звание маршала и возглавлял фронт и группу фронтов Юго-Западного направления. Также в то время в Воронеж эвакуировались Харьковский обком ВКП (б), известные украинские писатели и культурные деятели. Они тоже стояли на трибуне во время парада. Обидно, что со временем забыли про парад. В Москве сейчас регулярно проводят торжественную историческую реконструкцию парада 7 ноября, в Самаре (бывший Куйбышев – РИА «Воронеж») тоже с 2010 года при поддержке областного правительства стали воспроизводить парад 1941 года. А в Воронеже ничего подобного нет, многие воронежцы даже не подозревают, что такой значимый парад проходил в нашем городе в первый год войны. Только памятная доска на фасаде Никитинской библиотеки напоминает о событии, но эту табличку мало кто замечает, – посетовал историк Владимир Размустов.

Хор русской народной песни Воронежской области образовался на базе лучших колхозных ансамблей и хора швейной фабрики «Первое мая» в январе 1943 года. Его руководителем назначили Константина Массалитинова, а директором – верную спутницу жизни композитора Галину Рогинскую.

О том, что Воронеж освобожден от фашистов, Массалитинов узнал в рабочем поселке Анна, куда временно перебрался хор. Услышав о радостном событии, композитор тут же сочинил песню «Гвардейцы на запад идут». Этой песней Массалитинов приветствовал воронежцев на концерте в честь освобождение родного города.

Концерт 1 мая 1943 года в освобожденном Воронеже
 

«Возвратившись в Воронеж, первое время Массалитинов с Галиной Рогинской жили в помещении областной библиотеки. Целыми днями репетировали, в «квартире» же только ночевали прямо на связках книг. Первый концерт в освобожденном городе хор дал 30 апреля. А затем были летние гастроли по войсковым частям 1-й гвардейской стрелковой дивизии генерала Руссиянова, в составе которой сражался и наш Воронежский добровольческий коммунистический полк. Ездили хористы и к гвардейцам Донского казачьего корпуса генерала Селиванова. Давали по два-три концерта в день. Их везде ждали с нетерпением, радостью и совсем «не военными» букетами полевых цветов, ведь песни напоминали бойцам о доме и мирной жизни. В победу над врагом хор внес и материальную лепту, перечислив деньги на сборку танка, который назвали «Русская песня». Эта боевая машина прошла немало фронтовых верст и завершила свой славный ратный путь в Берлине».

Из биографической работы Игоря Маркина «Чистая водица ключевая»

После войны Константин Масалитинов продолжил руководить Воронежским русским народным хором. Он был создателем и художественным руководителем ансамбля Воронежской филармонии «Воронежские девчата».

Константин Массалитинов с женой и дочерью
 

Константин Массалитинов умер в 1979 году. Похоронен на Коминтерновском кладбище в Воронеже. Государственный академический Воронежский русский народный хор носит имя Константина Массалитинова с 2008 года.

Набережная Массалитинова в советское время
 

Набережная Массалитинова находится в Воронеже на правом берегу водохранилища между Чернавским и Северным мостами. Имя композитора набережной присвоили в 1981 году. 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».