Корреспонденты РИА «Воронеж» продолжают рассказ о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы Воронежа. В первой части проекта «Улицы победителей» речь шла о воронежцах, защищавших родной город. Во второй мы расскажем о 26 героях, которые родились за пределами Воронежа, но сражались за него. Вместе с известным воронежским историком Владимиром Размустовым корреспонденты портала вспомнят героев и расскажут об улицах, названных в их честь.
Атака с неба
Ко Дню Военно-воздушных сил мы подготовили рассказ сразу о четырех героях Великой Отечественной войны – летчиках Михаиле Демьянове, Павле Злобине, Александре Щербакове и Замкине, имя которого не известно. Все они служили в 41-ом штурмовом авиационном полку (ШАП). В январе-феврале 1943 года в составе 15-й воздушной армии полк участвовал в Воронежско-Касторненской наступательной операции. Результатом стал разгром крупной группировки вермахта, и освобождение большей части Воронежской и Курской областей, в частности Старого Оскола и Воронежа.
Постановление бюро горкома ВКП (б) от 6 июля 1943 года об увековечивании памяти героев-летчиков
За успешные боевые действия на воронежской земле 41-й штурмовой авиационный полк и 291-я штурмовая авиационная дивизия получили почетные наименования Воронежских. А в городе появились улицы, названные в честь отважных летчиков.
– Согласно постановлению Совета депутатов Воронежа от 19 августа 1943 года с целью увековечивания имен летчиков 41 ШАП, погибших за Воронеж, были переименованы следующие улицы: Мало-Чернавская в улицу летчика Замкина, а Первая, Вторая и Третья Конно-Стрелецкие были переименованы в улицы Летчика Демьянова, Летчика Злобина и Летчика Щербакова, – рассказал консультант проекта «Улицы победителей» кандидат исторических наук Владимир Размустов.
О большинстве летчиков до нашего времени дошли только сухие биографические факты.
Павел Злобин (1913—1942). Был старшим лейтенантом, заместителем командира эскадрильи 41-го Воронежского штурмового авиаполка. Родился в Омской области. При выполнении боевого задания 2 июля 1942 года был смертельно ранен в воздухе, но сумел посадить самолет на свой аэродром. Умер от ран. Похоронен на кладбище в деревне Медвежье Воронежской области.
В списке безвозвратных потерь указано, что лейтенант Павел Злобин похоронен в деревне Медвежье Воронежской области.
Александр Щербаков (1915—1942). Старший сержант, техник по вооружению 41-го Воронежского штурмового авиационного полка 267-й штурмовой авиадивизии. Родом из Орловской области. Геройски погиб при защите Воронежа 6 июля 1942 года. Похоронен на городском кладбище города Усмань Липецкой области.
Замкин. Авиационный механик 41-го Воронежского штурмового авиационного полка 267-й штурмовой авиадивизии. Родился в Свердловской области. Геройски погиб в боях за Воронеж 6 июля 1942 года. Похоронен заповедник, станция Усмань, Воронежская область.
– На стенде «Их именами названы улицы Ленинского района» есть фотографии Демьянова и Злобина, а Щербакова нет! Хотя улица старшего сержанта в Ленинском районе есть и расположена она рядом с улицей Демьянова. Почему забыли о летчике Щербакове – вопрос к управе Ленинского района, – заметил Владимир Размустов.
Историческая несправедливость - на памятном стенде не указан летчик Александр Щербаков
РИА «Воронеж» попросило прокомментировать ситуацию с исторической несправедливостью управу Ленинского района. Оказалось, что изначально доску с фотографиями героев в 80-х годах изготовили силами космического концерна «Энергия». Почему в то время обделили вниманием летчика Щербакова, вопрос, открытый до сих пор.
– Может быть тогда в архиве ничего про Щербакова не нашли. Сложно сказать, более 30 лет прошло с того момента. Добавить в уже имеющейся стенд фамилию Щербакова мы сейчас не можем. Все фотографии на стенде размещены в строгом порядке. Конечно, если встанет вопрос о замене стенда, мы обновим на нем информацию,– сообщила заместитель руководителя управы Ленинского района Любовь Кулакова.
Странная ситуация и вокруг летчика Замкина. Во всех послевоенных источниках он числится как Замкин. Такая же фамилия и на мемориальной доске на улице в его честь. Но в «именном списке безвозвратных потерь начальствующего состава 267 авиадивизии с 1 по 15 июля 1942 года» есть человек по фамилии не Замкин, а Хамкин.
– В базе данных «Мемориала» данных о летчике с фамилией Замкин нет. Зато в списке безвозвратных потерь есть авиационный механик Хамкин. Поэтому краеведы периодически возмущаются по этому вопросу — улица несуществующего человека. Это воронежский казус, о котором рассказывают с усмешкой, и никто из сегодняшней власти не хочет поставить в этом деле точку. Ошибка либо в военном документе, что вряд ли, либо в городском постановлении, либо умышленное исправление неблагозвучной фамилии, – заметил историк Владимир Размустов.
Авиационный механик Георгий Хамкин также как и Александр Щербаков похоронен в городе Усмань Липецкой области.
Больше всего информации сохранилось о Михаиле Демьянове.
В списке безвозвратных потерь есть авиационный механик Хамкин, летчик Замкин нигде не числится
Михаил Демьянов (26.08. 1921– 2.08.1942)
Летчик Демьянов родился в Днепропетровской области. Его отец работал бухгалтером на мостопоезде, который после Гражданской войны восстанавливал железнодорожные мосты по всей стране. Школу Михаил закончил в Ярославле. После учился в технологическом техникуме, попутно занимался в венном клубе. В 1939 году поступил в школу военных летчиков по классу скоростных бомбардировщиков.
Михаил Демьянов учился в школе военных летчиков по классу скоростных бомбардировщиков
Подробности о личной жизни летчика рассказала его родная сестра Надежда Демьянова. Ее воспоминания легли в основу документального фильма «Огненный полет» исследовательской группы «Светоч» Воронежского государственного аграрного университета.
– Когда началась война, Миша написал: «Я выезжаю на фронт. Перед фашистами я не отступлю». И его зачисли в штурмовую авиацию,– рассказала в телеинтервью сестра летчика.
Найти родственников Демьянова помог случай. В конце 1965 года одна из жительниц Воронежа попросила фронтового журналиста Александра Гринько рассказать, кто такой Демьянов, в честь которого названа одна из улиц Воронежа. Женщина призналась, что ее родной брат пропал где-то под Воронежем. Вдруг улица названа в его честь. Надежда Демьянова передала Гринько извещение, в котором было сказано, что пилот Михаил Демьянов не вернулся с боевого задания 2 июля 1942 года. После войны сестру летчика как дипломированного химика вместе с коллегами перевели из Ярославля в Воронеж – развивать шинный завод. Долгое время семья летчика считала Михаила пропавшим без вести, пока не появились свидетельства очевидцев его гибели.
Сестру Михаила Демьянова Надежду после войны перевели работать из Ярославля в Воронеж
кадр из фильма "Огненный полет"«Ранним утро 2 июля 1942 года разведка сообщила, что по дороге из Горшечного в Нижнедевицк движется большая колонна немецких танков. По приказу командира летчики поднялись в небо. Удар был внезапным. В колоне возникло сразу несколько очагов пожара. На дороге образовалась пробка, фашисты метались в панике. Штурмовики развернулись для второго захода и пошли в новую атаку, но тут в небе появилось около 20 «Мессершмиттов». Численное превосходство противников было слишком большим. Гитлеровцам удалось ранить лейтенанта Злобина, но опытному летчику удалось удержать машину в строю. А немецкие истребители уже обрушили пушечные выстрелы на самолет Демьянова. Из мотора повалил дым, потом вырвалось пламя. «Ил-2» стал терять высоту. Спасти самолет было невозможно. В таких случаях летчикам полагается прыгать с парашютом, но куда мог прыгнуть Демьянов? Ведь внизу были фашисты, которых он только что бомбил и обстреливал. Прыгать для того, чтобы принять мученическую смерть и дать врагам порадоваться победой над советским летчиком? Комсомолец Демьянов на такое пойти не мог. Если все пути к спасению отрезаны, нужно подороже отдать свою жизнь. На мгновение Демьянов выровнял свой самолет, что-то крикнул командиру и горящий «Ил-2 «тут же сорвался вниз и врезался в гущу немецких танков»Из документального фильма «Огненный полет» исследовательской «Светоч»
Огненный пилот
– Доска новая, года три назад ее поменяли, сказали, что-то неправильно было написано на ней раньше. Сюда каждый год 25 января и 9 мая к нам приходят ученики 40-й школы. Выстраиваются вдоль нашего дома, стихи читают, цветы приносят. Мы и сами цветы ставим в банке с водой. Приводит школьников одна и та же учительница, вначале дети, которые к нам ходят, были младших классах, сейчас подросли, наверное, уже в седьмом классе они,– рассказали хозяева дома №13 Михаил Макарович и Раиса Тихоновна.
Параллельно улице Щербакова идет улица Злобина. Она тупиковая – заканчивается забором детского сада №143. Мемориальная доска летчику Злобину на торце четырехэтажного дома №33.
– Надпись на доске поразила – «Улица названа в честь Героя Советского Союза Злобина Павла Алексеевича (1913-1942) старшего лейтенанта, заместителя эскадрильи 41 штурмового авиационного полка, героически погибшего при защите Воронежа». Злобин не был Героем Советского Союза. Сейчас уже не секрет, что участников боев за Воронеж очень скупо награждали в 1942 году. Видимо, кому-то захотелось «красивее» доску сделать,– удивился Владимир Размустов.
Найти мемориальную доску летчику Демьянову непросто. Улица тупиковая, начинается заросшим сорняками небольшим пустырем сзади многоэтажки. Здесь же торцом выходит дом по улице Моисеева, 13, именно на нем и находится доска Демьянову.
Первая мемориальная доска Михаилу Демьянову
Первую доску повесили еще в середине XX века. Со временем она пришла в негодность – выцвела, повелись трещины. Новую доску с фотографией летчика и полочкой под цветы установили родственник Михаила Демьянова более пяти лет назад.
Надпись на мемориальной доске летчику Замкину можно прочитать только подойдя вплотную
Улица Замкина находится за Петровским сквером. Проходит параллельно улице Степана Разина. Мемориальная доска расположена на старом краснокирпичном доме №3.