Корреспонденты РИА «Воронеж» продолжают рассказывать о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы Воронежа. В первой части проекта «Улицы победителей» речь шла о воронежцах, защищавших родной город. Во второй – о 26 героях, которые родились за пределами Воронежа, но сражались за него. Вместе с известным воронежским историком Владимиром Размустовым корреспонденты РИА «Воронеж» вспомнят героев и расскажут об улицах, названных в их честь.
Евгений Цветков (28.12.1916 – 19.07.1942)
Летчик. Лейтенант, командир авиационного звена 2-ой авиаэскадрильи 683-го штурмового авиационного полка 267-й штурмовой авиадивизии. Награжден Орденом Красного Знамени.
Евгений Цветков родился в поселке Красноармейский рудник на Донбассе, в 1953 году поселок вошел в состав города Доброполье Донецкой области. В революционный год в поселке жило около 150 человек. По воспоминаниям местных жителей, условия жизни были очень тяжелыми. Все работы выполнялись вручную. Добытый уголь грузили в деревянные санки, и саночники тащили многопудовый груз до центрального ствола, а оттуда конной тягой поднимали наверх. Рабочий день длился 12 и более часов. Горняки и их семьи жили в землянках и бараках. Скорее всего, тяжелая шахтерская доля была бы и у нашего героя, но вмешалась судьба.
В конце 30-х годов СССР начал увеличивать армию. Изменения коснулись и ВВС. Именно тогда прозвучал призыв: «Дать стране 10 тысяч летчиков!». Шанс получить престижную профессию появился у любого парня. В 30-е летчики были элитой, кумирами молодого поколения.
В 30-е годы XX века профессия летчика была одна из самых популярных в стране. На фото Михаил Водопьянов, генерал-майор, участник спасательной экспедиции парохода «Челюскин»
В Советском Союзе с популярностью Громова, Чкалова, Коккинаки, летчиков-участников спасения экипажа «Челюскина» могли поспорить только звезды отечественного кинематографа. В стране, где многие ни разу не видели паровоза, любая профессия, связанная с техникой, считалась престижной, а уж к человеку, способному управлять самолетом, почет и уважение были особыми. А форма! В то время, когда мальчишки летом ходили босиком, чтобы не снашивать зачастую единственную пару обуви, а взрослое население носило дешевые полотняные брюки и парусиновые туфли, летчики в пошитых на заказ хромовых сапогах, темно-синих бриджах, гимнастерках с «курицей» на рукаве заметно выделялись из общей массы,Из книги Артема Драбкина «Я дрался на истребителе. Принявшие первый удар. 1941-1942».
Современные историки отмечают, что благодаря призыву вместе с добровольцами, считавшими небо целью своей жизни, в аэроклубы и летные училища пришло очень много случайных людей. Но все они отсеивались на разных уровнях подготовки. В небе оставались только самые смышленые. Одним из них был и Евгений Цветков.
Из наградного листа летчика известно, что с 7 января по 5 марта 1942 года Цветков воевал в составе 683 скоростного бомбардировочного авиаполка (СБАП) Юго-Западного фронта. В Воронеж прибыл 30 июня 1942 года.
6 июля 1942 года при штурмовке войск противника был атакован шестью самолетами противника Ме-109 («Мессершмитт» – РИА «Воронеж»). Отбиваясь от превосходящих сил противника, боевое задание ведомая им группа в составе пяти самолетов выполнила, уничтожив до 20 танков и автомашин и не менее 200 солдат и офицеров противника. Товарищ Цветков отличный летчик, один из самых дисциплинированных в полку, служит примером в боевой работе, горит желанием отомстить фашистским захватчикам за разрушенные города и села, за поруганных отцов и матерей временно оккупированных районов,Из наградного листа Евгения Цветкова
Наградной лист Евгения Цветкова
В наградном листе Цветкова много нестыковок. В документе о летчике говорят, как о живом человеке. Про дату гибели ничего не сказано. Хотя на третьем листе наградного документа в решении вышестоящих начальников от 30 августа 1942 года указано, что Евгений погиб смертью храбрых.
– Возможно, что лейтенант Цветков был жив и был в строю, когда его представили к награде, то есть сразу после 6 июля. Но не дождался ее – погиб 19 июля. А в документы исправления не внесли, – предположил историк Владимир Размустов.
Еще один интересный момент из наградного листа. В нем сказано про боевой эпизод в районе Малышевской переправы через реку Дон. 6 июля 1942 года — самая драматичная дата в начале обороны Воронежа. Переправа через реку Дон у пригородного села Малышево была одним из стратегических пунктов в обороне Воронежа. Через полуразрушенный мост велась эвакуация мирного населения, раненых и разрозненных подразделений, отбившихся от своих частей. 3 июля 1942 года переправа стала подвергаться артиллерийскому обстрелу, а затем массированным бомбардировкам с воздуха. Начались кровопролитные бои. 4 июля противник несколько раз выходил к Дону, но каждый раз был вынужден отступить. Малышево горело. Село несколько раз переходило из рук в руки. От батальонов и небольших сил артиллеристов осталось несколько десятков человек.
Фотография Малышевской переправы фигурировала во многих немецких газетах
– Наши войска вынуждены были оставить переправу. Подразделения 498-го полка и 110-й танковой бригады из подоспевшего танкового корпуса Черняховского два дня сдерживали наступление превосходящих сил противника, рвущегося к Воронежу по острогожской дороге. В боевые порядки ставили зенитчиков, одной из них была Лидия Рябцева. Но немецким отрядам все-таки удалось прорваться в Воронеж. Немцы активно фотографировали себя в Воронеже и размещали фото в своих газетах. Одна из самых тиражируемых немецких фотографий того времени – снимок, сделанный как раз на Малышевской переправе. В эти дни наши летчики, в том числе и Евгений Цветков, старались сорвать немецкую переправу войск на Воронеж, – рассказал консультант проекта «Улицы победителей», кандидат исторических наук Владимир Размустов.
Жизнь молодого Евгения Цветкова оборвалась в небе 19 июля 1942 года.
– На сайте электронного банка документов ВОВ «Память народа» можно найти сразу пять документов, в которых сказано, что летчик Цветков пропал без вести, также есть документы с подтверждением его гибели. Такого в документах других героев Великой Отечественной войны мы еще не видели. Это связано с письмами матери Евгения Цветкова. О гибели сына и о его награждении она узнала из писем сослуживцев. Но официального документа о смерти у нее не было. Тогда женщина стала добиваться официального ответа о судьбе сына. И у нее это получилось. Благодаря ее настойчивости спустя несколько лет Евгения Цветкова стали считать не без вести пропавшим, а погибшим. Это можно видеть в именном списке безвозвратных потерь личного состава 683-го штурмового авиационного полка от 12 января 1945 года, – заметил Владимир Размустов.
Благодаря матери Евгения Цветкова исключили из списка пропавших без вести
Изначально Евгений Цветков был похоронен на кладбище в Масловке. Позже его останки были перезахоронили в братскую могилу в центре поселка.
Братская могила в центре Масловки
В честь летчика Цветкова названа одна из улиц Масловки. Решение о переименовании приняли в 1977 году. Ранее улица называлась Лесной.
Улица лейтенанта Цветкова в Масловке
Старшее поколение жителей Масловки хорошо знает, кем был Цветков.
– Мама Евгения Цветкова не раз приезжала в Масловку в 60-х годах. Она выступала в нашей школе, рассказывала, что ее сын хорошо рисовал и сочинял стихи. Она подарила школе толстую тетрадь с его стихами и рисунками. Поэтому мы были рады, когда нашу улицу переименовали в его честь, – рассказал житель улицы Цветкова Владимир Иванович.