Приглашенные эксперты и воронежские культурные деятели обсудили варианты брендинга региона – круглый стол «Задачи изменений» прошел в конференц-зале ВГУ. Дискуссия была организована в рамках глобального исследования «Культурная среда и культурная политика Воронежской области», которое возглавляет известный театральный режиссер, ректор ВГАИ Эдуард Бояков, призванного определить как создать в нашем регионе дополнительные импульсы для развития культурной жизни. В исследовании участвует целая команда специалистов из разных городов и стран, и его результаты будут представлены в конце августа, а пока приглашенные эксперты в области современного искусства и креативной экономики собрали воронежских деятелей культуры за круглым столом, чтобы обсудить с ними возможности изменений в воронежской культуре.

– Это исследование, которое в будущем должно стать базой для каких-либо действий в области культуры, – пояснил директор Института культурной политики, эксперт Совета Европы Михаил Гнедовский.

Дискуссия получилась неожиданно острой – многие воронежцы не согласились с оценками приглашенных экспертов, а гости не оценили воронежские представления о культурных достижениях.

– За то время, что я пробыла в Воронеже, мне показалось, что это очень приветливый и доброжелательный город, у которого вообще-то все хорошо, – поделилась впечатлениями директор Нижегородского филиала Государственного центра современного искусства Анна Гор. – Здесь есть хорошие институты, музеи, театры, есть культурные инициативы, известные за пределами региона. Казалось бы, чего еще желать? Но когда я стала вспоминать, что есть в Воронеже такого,что на порядок выше других городов – я ничего  не вспомнила. Достижений масса, но «конвертируемых брендов», о которых знала бы вся страна, нет. И вот задача нашего исследования – найти, что вы могли бы развить до такого состояния? Вообще мне показалось, что за счет своей мягкости воронежцы не обладают достаточной степенью амбициозности, чтобы создать это самое лучшее – в вашем городе ощущается такое спокойствие, мягкая растворенность в своих делах. И мне кажется, это стоит обсуждать, возможно, стоит поискать носителей этой амбициозности, лидеров, которые смогут подтолкнуть город к каким-то свершениям.

Воронежцев такая оценка задела : в зале стали припоминать премии кукольного театра и достижения молодых воронежских художников. Однако после замечания директора галереи «ХЛАМ» Алексея Горбунова, что имена художников Ивана Горшкова, Ильи Долгова и Николая Алексеева вполне «конвертируются» и на международном уровне, выяснилось, что из двух десятков воронежских культурных деятелей и журналистов примерно половина с этими именами вообще не знакома. Воронежская культура – это междусобойчик для избранных, пришли к выводу участники дискуссии.

– Буду говорить категорично и провокационно. Что должно остаться от нас? Премия, которую получил Илья Долгов? Или то, что про нее написали в газете? Или мы должны оставлять то, что оставили художники-конструктивисты, Серебряный век, шестидесятники? Сегодня отсутствие каких-либо амбиций характерно для провинциального сознания. Но давайте смотреть вокруг! Посмотрите на здание, в котором мы сидим, посмотрите на эти шторы, этот потолок. Это запредельное безвкусие. Не может быть такого в учреждении с бюджетом 1,8 миллиарда! Давайте попросим у губернатора еще три комнаты в подвальном помещении и посадим туда еще двух художников, которые получат премии. Художники не взаимодействуют со средой, и поэтому мы имеем такие логотипы, как этот, у вас над головами такие фотографии, как на ваших экранах. И мы оказываемся в культурной среде, которая обусловлена вот этим окружением. Давайте попробуем посмотреть вокруг.
Эдуард Бояков.

Круглый стол завершился сеансом мозгового штурма, в ходе которого эксперты предложили каждому из собравшихся сходу придумать идею проекта, который мог бы изменить культурную среду Воронежа, и принести городу известность. Поскольку суть метода в том, что даже самое бредовое предложение может подтолкнуть к хорошей идее, помимо консервативных проектов вроде оборудования музейного дворика, реконструкции водохранилища, суперсовременного музея, воссоздания системы цирковых школ или фестиваля к 70-летию Победы, звучали и фантастические и даже юмористические предложения.

Так, известный воронежский журналист Олег Котин вспомнил о легенде, согласно которой Петр собирал в городе самых красивых девушек со всей страны для утех корабельным мастерам и предложил объявить Воронеж центром русской проституции. Художник Илья Долгов предложил разрешить в Воронеже исследование всех запрещенных биотехнологий. Николай Корзон, напомнив о том, что Воронеж является родиной русского терроризма и 17 улиц в городе названы именами террористов, предложил сделать город мировым центром борьбы с терроризмом.

Однако даже с такими предложениями по итогам круглого стола за 2,5 часа сформировалось около десятка вполне жизненных проектов, которые можно воплощать хоть сейчас и которые при этом не требуют нереальных финансовых затрат. Так что даже если центром русской проституции Воронежу не бывать, вполне вероятно, что в ближайшее время у нас в городе появится музейный дворик, оборудованный для встреч и выставок на открытом воздухе, программа взаимодействия школ и музеев, центр общественных инициатив и школа дизайна.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».