РИА «Воронеж» продолжает спецпроект «Воронеж иностранный». Участники проекта – иностранцы, которые живут, работают и учатся в регионе. Они поделятся своими наблюдениями о жизни в Воронеже. Взгляд со стороны – это возможность увидеть недостатки и достоинства, сделать город более интересным и гостеприимным.
Герой очередного материала спецпроекта – испанец Кристиан Таруелла. Он приехал в Воронеж в 2013 году из города Салоу развивать неизвестный в России вид спорта – падел (Pаdel). С тех пор испанец живет под Воронежем, в поселке Отрадное. Воронежский клуб, где обучают игре в падел, – пока единственный в России. Чуть ли не каждые выходные в Отрадном проходят соревнования и даже чемпионаты России по паделу. В ближайших планах Кристиана – создать в России федерацию падела.
Путь в Россию
Я приехал в Воронеж из Испании, где прожил 20 лет. Я был далек от стереотипов, которые сложились о России среди иностранцев, так как большинство моих друзей – русские. Моя бывшая жена родом из Мурманска. Я жил там несколько месяцев в 1994 году. В то время Россия напоминала мое испанское детство, которое прошло при диктаторе Франко: в магазинах продавали вино, масло и другие продукты только одного вида, и все очень дешево.
В Испании я владел риелторской компанией, клиентами которой были в основном русские туристы. С ними все пять лет существования моего бизнеса я разговаривал только по-русски. Я поставил перед собой цель практиковаться. Одним из моих клиентов был воронежец Андрей, с которым мы стали друзьями. Еще в Испании я говорил ему, что в России нужно развивать падел – популярный во всем мире вид спорта. Поначалу друг говорил, что это какая-то ерунда, к тому же «падел» плохо звучит по-русски. Но раз сыграв в падел, он изменил свое мнение. Андрей захотел сделать корт для игры в Воронеже. А тренером пригласил меня. Я согласился, тем более мне нечего было терять: из-за кризиса, который начался в Испании, мне пришлось закрыть фирму. Так я оказался в Воронеже, где живу четвертый год.
Приезд мой пришелся на весну, и город мне очень понравился: всюду была зелень. Мне понравились маленькие поселки под Воронежем, в одном из которых я сейчас живу. Место, где должен был появиться будущий корт для падела, представляло собой пустырь, огороженный забором. А сейчас наш клуб похож на маленький рай. Я живу прямо здесь. За воротами – грязно и пыльно, а у нас сад с цветами, которые я посадил сам. Мне нравится работать на земле. Многие сотрудники поначалу вообще думали, что я садовник.
Что такое падел?
Вся моя жизнь связана со спортом. Учась в колледже, я занимался легкой атлетикой и метанием копья. Позже профессионально занимался сквошем. А с паделом я познакомился, живя в Бразилии.
Падел впервые зародился на океанских лайнерах, которые курсировали между Европой и Америкой. Путешествие длилось 10-15 дней, и для развлечения пассажиров на корабле сделали маленький теннисный корт с высокими бортиками, чтобы мячик не улетел в море. Моряки, у которых не было ракеток, стали играть отпиленными веслами. Спустя десятилетия игра стала популярна не только на кораблях, но и на суше.
В России мы первопроходцы. В Воронеже сейчас играют в падел не больше 200 человек. Но постоянных игроков, приходящих на корт каждый день, 25-30 человек.
В Испании в падел играет 4,5 млн человек – это почти 10% населения. Он популярнее футбола. В падел играет много женщин. Они отводят детей в детский сад, встречаются с подругами и идут на корт.
«Воронежу повезло с дворами»
Когда я впервые увидел воронежскую архитектуру, она произвела на меня большое впечатление. Похожие чувства были у меня в Америке. Смотришь на какое-то здание и думаешь: «Наверное, оно очень старое, ему никак не меньше тысячи лет». А потом приходит мысль: «Оно построено 100 лет назад».
Фото из личного архива Кристиана Таруелла
Здание Воронежского театра драмы имени Кольцова – мое самое любимое. Оно великолепно! Впечатлила огромная площадь Ленина. Я заметил, что в России широкие пространства, дома расположены далеко друг от друга. В Испании каждый клочок земли на вес золота.
Мое детство прошло в семиэтажном доме, в котором было 15 подъездов. Внутри дома у нас был свой двор, и это было исключение – больше дворов в нашем районе не было. Шли просто дома и улицы. Здания в Испании плотно примыкают друг к другу. Мне нравится, что у вас почти в каждом доме есть свой двор, деревья и детские площадки.
Воронежцы похожи на португальцев
Я заметил, что многие воронежцы не говорят, а кричат – такая у них манера. Когда слышишь их издалека, думаешь, что они ругаются и сейчас будет драка. Но на самом деле они рассказывают друг другу что-то прикольное. Иногда вы напоминаете мне португальцев по эмоциональности.
Мне кажется, что воронежским продавцам часто не хватает вежливости. Я же, наоборот, всегда улыбаюсь, даже если у человека, который со мной общается, плохое настроение.
«В Воронеже опасно гулять и ездить на авто»
Я большой поклонник пеших прогулок по городу. Но в России ходить пешком тяжело и опасно. Например, если я приеду в Барселону, я буду ходить пешком три-четыре часа. В Воронеже гулять не хочется: дороги грязные, много опасных перекрестков. Гулять по разбитым дорогам в Отрадном просто невозможно. В этом смысле я очень скучаю по испанским городам.
В Воронеже слишком много маршруток, которые мешают друг другу и создают хаос на дорогах. В мире много городов, где транспортные линии организованы по определенной системе. В Воронеже же такой системы нет. Мне кажется, что в городе нужно сделать специальные автобусные линии, на которые бы не заезжали машины. По городу должны ездить большие автобусы, проезд в которых – дешевый или бесплатный. У большинства людей сейчас тяжелое материальное положение, и часто не хватает денег на проезд в маршрутках.
Сам я вожу машину, но в Воронеже садиться за руль не рискую. На дорогах очень опасно, водители ведут себя некультурно. Приведу в пример такую ситуацию. Автомобилисты на светофоре выстроились в очередь, и тут появляется машина, которая нагло объезжает их и встает в ряд первой. Что это такое? Жди своей очереди. В Испании такого не бывает. А если кто-то так поступит, то другие водители узнают его адрес и придут к нему домой. Могут пожаловаться на него в полицию. Можно не сомневаться, что автохам будет наказан.
Об испанском вине и оливковом масле
Все мои воронежские знакомые любят, когда я готовлю финики с беконом. Это очень простое и вкусное блюдо. Паэлью здесь я пока не готовил – для нее нужна специальная сковородка, и ингредиенты для блюда в Воронеже не купить. Нужны свежие мидии, кальмары, специальный вид риса. Я думаю перестроиться на плов. К нам в клуб часто приходит готовить повар из Таджикистана. Я стою рядом с ним и подсматриваю его секреты. Я уже научился очень хорошо готовить борщ.
Фото из личного архива Кристиана Таруелла
К сожалению, в Воронеже почти не найдешь настоящего испанского вина. А если найдешь, то оно будет очень дорогое. Дешевое вино покупать в Воронеже не стоит – это наверняка подделка. В России есть такая мода: на этикетке бутылки все написано по-испански, есть бык и слово «Мадрид» (хотя вина из Мадрида – полная ерунда), а мелкими буквами внизу написано: «Сделано в России». Всегда читайте, что написано мелким шрифтом. И еще смотрите на штрихкод: 46 – это Россия, Испания – 84. Хотя вино мне нравится, пью я мало. Одной бутылки мне хватает на год.
«Пляжи в Испании бесплатные»
В отличие от России, все пляжи в Испании – бесплатные. Возле них запрещено строить отели. На расстоянии 10 м от моря нельзя ставить заборы, даже если земля принадлежит тебе. Власти говорят: «Люди должны спокойно проходить на пляж». На расстоянии 300 м от моря ничего строить нельзя. А если получишь разрешение возводить строение, близкое к пляжу, то обязан будешь построить бесплатную парковку.
О телевизоре, футболе и корриде
Наверное, я единственный испанец, который не увлекается футболом. Причем мой брат – профессиональный футболист. Но обычно я болею за «Барселону». У меня два брата, и, если по телевизору идет футбол, время для них останавливается. Они нервничают, прыгают, ломают все, что попадается им под руку, плачут. Я же к этому равнодушен.
Фото из личного архива Кристиана Таруелла
Я также не поклонник корриды, но нормально к ней отношусь. Вживую я видел корриду только раз. Мне не понравилось, потому что это жестокое зрелище. Понятно, что быка убивают на мясо, но это все равно неприятно.
Живя в Воронеже, я практически не смотрю телевизор. В свое время я пересмотрел практически весь советский кинематограф. Мне понравился фильм «Кин-дза-дза». Кстати, в Испании не принято пересматривать фильмы по несколько раз, как в России. Если мы включаем телевизор и видим там знакомый фильм, то переключаем на другой канал. Живя здесь, я научился смотреть фильмы по второму и третьему разу – я же иностранец и должен изучать русский язык.