РИА «Воронеж» продолжает спецпроект «Воронеж иностранный». Участники проекта – иностранцы, которые живут, работают и учатся в регионе. Они поделятся своими наблюдениями о жизни в Воронеже. Взгляд со стороны – это возможность увидеть недостатки и достоинства, сделать город более интересным и гостеприимным.
Герой очередного материала спецпроекта – англичанин Саймон Кокс. Он работает менеджером в компании DataArt в Воронеже. Вместе с русской женой 13 лет назад Кокс переехал из Великобритании в ее родной Воронеж. Здесь у них родилось двое детей. Саймон полюбил баню, российские кинокомедии и глазированные сырки.
«Город с хорошим размером»
Я родился в Германии, а вырос в английском городе Шеффилд. После окончания университета работал IT-менеджером в научно-исследовательском институте в Лондоне. Там же познакомился с будущей женой Валентиной родом из России. Она работала на должности «постдока» (postdoctoral research) – это временная позиция в зарубежных вузах и научно-исследовательских учреждениях, которую занимают ученые со степенью доктора философии, когда начинают новый научный проект.
Мы поженились в Англии, но решили, что жить там не будем: Англия – ужасная страна. Там сложно жить – все очень дорого. Хотя зарплата выше, чем в России, но, чтобы купить свой дом в ипотеку, каждый месяц нужно отдавать половину зарплаты. К тому же в Англии мне не нравится климат – сырой и дождливый. Жена предлагала переехать в Германию или Израиль, но оба варианта меня не устроили. Решили попробовать пожить в России.
Мы могли бы обосноваться в Москве и Питере – для меня не проблема найти работу, но выбрали Воронеж. Во-первых, моя жена отсюда. Во-вторых, – мне не нравятся большие города: слишком много людей в одном месте, повсюду – здания-здания-здания. Лондон, как и Москва, для меня – слишком деловой город, слишком грязный, с ужасным воздухом.
Воронеж – меньше, поэтому и воздух здесь чище. Это город с хорошим размером. Мне нравится, что природа рядом с Воронежем: садись в машину и через 20 минут будешь в лесу.
Мы приехали сюда зимой, под Новый год, в самый жестокий мороз. Жена надеялась, что такой суровый климат испугает меня, и мы вернемся обратно. Но я ее «разочаровал» – сказал: «Погода отличная!». И не соврал, потому что я терпеть не могу погоду в Англии: сырость, дождь и ветер. В России климат мне нравится больше. Здесь, когда с утра светит солнце, ты знаешь, что такая же погода будет весь день. У меня на родине – наоборот: с утра светит солнце – выходишь в футболке и шортах, а через две минуты оказываешься под дождем. Погода постоянно меняется.
Первое время я работал в компании Siemens. Потом перешел работать в DataArt менеджером проектов – помогаю людям заниматься маркетингом, практиковаться в английском, вести переговоры с клиентами из Великобритании и США.
С детьми – на «рунглише»
Я знаю английский, русский, немного говорю на немецком и французском. Русский язык я начинал учить с помощью жены еще в Англии. А первая моя фраза на русском была – «Покорми меня сейчас». На русском говорю немного – разве что в пабе или когда беседую с человеком, который не знает английского. Первое, что я выучил в России, был мат – «удачно» посидел в гараже с друзьями за «Жигулевским». Со своими детьми стараюсь говорить на английском. Иногда забываюсь и говорю на «рунглише»: несколько слов на русском, потом на английском. Это плохо: дети, услышав мой русский язык, повторяют грамматические ошибки и ошибки в произношении. Моим детям сейчас – 10 и 12 лет. Они ходят в обычную школу.
«В Воронеже на велосипед не сяду»
Первое время я был в шоке от того, как водители ведут себя на дороге в Воронеже. В Англии водители более доброжелательные и осторожные. В России – ездят так быстро, насколько это возможно. Соблюдают правила и снижают скорость, только когда видят гаишников. Я уже привык к вождению в Воронеже. К сожалению, здесь еще хватает идиотов на дороге. Каждый день вижу аварии. Так не должно быть! Это большая проблема – ее нужно как-то решать. В Англии 30 лет назад поздно ночью, чтобы не увидели дети, по телевизору крутили ужасную рекламу – показывали, что происходит во время аварии. Цель акции – показать, как опасно садиться за руль нетрезвым. Наверное, в Воронеже нужно сделать что-то подобное – на телевидении, в журналах в интернет-СМИ. Люди должны думать о последствиях, о том, что жертвами могут стать, к примеру, их дети.
Я никогда не сяду на велосипед на воронежской дороге, потому что боюсь. Когда я работал в Siemens, у нас был трагический случай: новая сотрудница ехала на велосипеде на работу. Девушка только закончила университет, это был ее первый рабочий день. Наверное, она очень радовалась этому, но ее насмерть сбила машина. Это ужасно. Именно поэтому я не езжу на велосипеде в Воронеже. Ехать в машине безопаснее.
Сюрпризы в поликлиниках
Когда я только приехал в Россию, мне рассказали некоторые местные особенности – например, что хорошо иметь связи и знакомства в разных сферах жизни. Например, в здравоохранении. Когда я впервые попал в свою поликлинику, это было старое советское здание с большими очередями, в которых сидело 20 пенсионеров.
Меня поразило, что каждый пациент был у доктора по полчаса. Я ждал своей очереди весь день, а мне всего-то и надо было закрыть больничный. Это было ужасно! После этого моя нога не переступала порога поликлиники несколько лет. Но все меняется. Второй раз я попал в поликлинику со сломанной рукой. Не узнал это место – все было чисто, красиво, современно. Удивился, когда женщина в регистратуре послала меня делать флюорограмму, анализ крови, мочи и много чего еще. Сказал, что мне это не надо – ведь я сломал руку. Но она настояла на анализах. Для меня это стало сюрпризом – ведь в Англии такого нет. В этот день я обошел четырех разных врачей и только потом попал к хирургу. Для меня это было непривычно. Но на самом деле ваша система здравоохранения хорошая. В поликлиниках о пациентах заботятся, а не стремятся побыстрее от них избавиться.
«Полюбил русскую баню»
За последние 10-12 лет Воронеж сильно изменился. Когда я только приехал сюда, город был немного диким. Иногда на улице можно было услышать ночную стрельбу. Не хватало цивилизации. К примеру, в Петровском сквере до появления «Петровского пассажа» все было разрушено, фонтан не работал, грязно. Теперь там хороший благоустроенный сквер, книжный клуб, который я очень люблю, ресторан. Сегодня Воронеж – очень красивый город, особенно летом.
Люблю проводить время на речке и вдоволь плавать. Мое любимое место отдыха — турбаза Веневитиново. Кстати, в Воронеже я полюбил баню. На моей родине не принято париться в бане, а здесь я так полюбил париться и купаться, что теперь не могу без этого жить.
Ездил в Воронежский биосферный заповедник и впервые в жизни увидел бобров. В Англии их нет. Диких животных в России намного больше. Рядом с Воронежем я много раз видел оленей. Волков и медведей не видел – только в зоопарке. Хотя многие англичане до сих пор думают, что в России по улице гуляют медведи. А еще – что русские поголовно ходят в шапках-ушанках.
Русский Шерлок Холмс – лучший
До приезда в Россию думал, что у русских с чувством юмора не очень. Такие выводы я сделал, посмотрев юмористическую телепередачу, где какой-то человек по листочку что-то читал, а весь зал смеялся, хотя было не смешно. Потом появился «Камеди клаб», юмористические передачи становились все лучше и лучше. У меня есть несколько любимых русских комедий, в их числе - «Полосатый рейс». И я просто влюбился в фильм «Мэри Поппинс». Очень понравилась русская экранизация «Шерлока Холмса». В Англии роль знаменитого сыщика сыграли не менее 20 актеров. Но русский Шерлок Холмс мне больше понравился. Из современного «Шерлока» с Бенедиктом Камбербэтчем я смотрел всего одну-две серии, мне показалось неинтересно.
«В Англии ночью на улицах опасно»
Стараюсь быть оптимистом. Говорят, что в России живут мрачные люди. Но по большому счету, люди во всем мире одинаковы. Я видел плохих людей и в России, и в Англии. Знаете, что в Англии ночью на улице опасно? Потому что многие выходят на улицу пьяными, начинают ругаться и бить друг друга. В Воронеже, когда я только сюда приехал, было много бедных людей, но выходить ночью на улице здесь я не боялся, кроме одного случая – когда слышал стрельбу. В последние годы в Воронеже появились пабы, которые закрываются в 11 вечера и люди выходят на улицу пьяными. Это напоминает Англию.
«Воронежцы – открытые»
В Англии я увлекался фехтованием и играл в любительский футбол. Но сломал во время игры ногу и больше на поле не выходил. Сейчас едва ли не единственное мое хобби – игра в «Мафию» по воскресеньям. Я вывешаю на своей страничке в Facebook объявление – приглашаю поиграть в «Мафию» всех желающих, но прежде всего тех, кто хочет поупражняться в английском. Для этого нужно знать язык на уровне intermediate. Собираемся в разных барах – играем и пьем кофе или чай, или пиво – кто что пожелает, и играем. Это очень весело.
Мне нравятся воронежцы – они открытые. Моя жена заметила, что в Англии люди будто в масках – никогда не узнаешь, о чем они думают. Но это реалии больших густонаселенных городов на юге Англии – так человек пытается защитить себя от других. На севере Соединенного королевства все по-другому. Думаю, между Шотландией и Россией мог бы получиться отличный союз. Шотландцы и русские похожи: открытые и любят выпить. Шотландцы любят виски, русские – водку, так что если собраться за одним столом, будет весело.
«В Англии не хватает глазированных сырков»
Если я вернусь в Англию, мне будет очень не хватать воронежских глазированных сырков. Я привык их есть на завтрак. Когда только приехал в Воронеж, мне не хватало бекона – хороший бекон найти было трудно. Теперь он продается.
К сожалению, сейчас нигде не могу найти мои любимые пшеничные хлопья, которые в Англии ел с молоком. Одно время они продавались в Воронеже, а потом исчезли. Сам я люблю готовить – особенно мясо. Вот на днях готовил карбонад с чесноком и соевым соусом.
Я редко бываю в Англии. В последний раз – больше пяти лет назад. Тогда в качестве сувениров привез своим друзьям и знакомым русские сигареты. В Англии сигареты очень дорогие: пачка стоит 8 фунтов — это около 500 рублей. Маме помимо подарков привез «Котенка с улицы Лизюкова», брату – коньяк в бутылке в виде меча. Всем понравилось.