РИА «Воронеж» продолжает ностальгический спецпроект по материалам газеты «Воронежский курьер». В 90-е годы образование стремительно менялось. Переписывались учебники, было легализовано платное образование, в вузах уже «примеряли» многоуровневую систему обучения – бакалавриат и магистратуру. Воронеж, как и всю страну, сотрясали митинги и пикеты работников образования, которым с задержкой платили мизерную зарплату.
За латынью – в частную школу
В 1990-е годы появилась альтернатива государственному образованию. Первые частные школы, прогимназии, лицеи дали воронежцам возможность выбора – куда отдавать своих детей учиться.
В Воронеже частное школьное образование началось с «Классического лицея». У горожан, прокомментировал «ВК», появился выбор между частным обучением и государственным.
На содержание лицеистов в месяц родители выкладывают по 18 тысяч рублей (недономинированных – РИА «Воронеж). Надо сказать, что в сравнении со столицей – это мелочь, там есть лицей, где платят до 150 тысяч в месяц. В обычной школе, где 35-45 ребят в классе, учителя идут на урок, как на передовую. А в здешних классах не больше шести учеников. Воспитанников лицея сегодня всего 50, а преподавателей и классных дам – 38. Плюс 17 человек – обслуживающего персонала. Согласитесь, такое численное превосходство взрослых должно само по себе гарантировать лицеистам максимум вниманияИРИНА ФЕДОРОВА, «СЕРДИТО ТОЛЬКО ТО, ЧТО ДЕШЕВО»
В расписании лицеистов оказались не только счет и грамота, но также ритмика, музыка, Закон Божий и иностранные языки. У тех, кто постарше, – логика и латынь, история мировой культуры и религия, культура речи и общения. Устроиться учителем в такую школу было непросто – жесткий отбор кадров. Предпочтение отдавали молодым педагогам, не испорченным школьными штампами.
В Воронеже, как и по всей стране, школы и училища переименовывались – в гимназии, лицеи, колледжи. Открывались прогимназии – начальная школа, где обучались дети с первого по третий классы.
Журналисты «ВК» побывали 1 сентября 1993 года на открытии в Северном микрорайоне прогимназии №2, куда перерезать ленточку приехал мэр Воронежа Александр Цапин.
Прогимназия распахнула свои двери для малышей с улицы Владимира Невского… Спортивный зал и компьютерные классы, телестудия, фонотека, кабинеты логопедов и психологов. Кроме общих предметов вводится цикл художественно-эстетического развития подрастающей личности, в который входит изобразительное искусство, музыка, рисованиеВладимир Тихомиров,«Здесь кругом все – первое»
С Биллом Клинтоном – о Воронеже
В Воронеже появилась первая частная школа иностранных языков – «Интерлингва». В номере от 31 августа 1995 года «ВК» рассказал о поездке воспитанников школы в Шарлотт (американский город-побратим Воронежа), где они встретились с президентом США Биллом Клинтоном.
Приезд воронежских детей в Шарлотт совпал с визитом в этот город президента Соединенных штатов Билла Клинтона по вопросам проводимой в США антинаркотической кампании. Встреча случилась неожиданно. На улице Клинтон поинтересовался целью приезда ребят, сообщил, что на днях разговаривал с Борисом Ельциным и пожал каждому рукуЛюдмила Смицкая, «Школьники столкнулись с Биллом Клинтоном»
По результатам поездки приняли решение организовать в Воронеже детский англоязычный театр и клуб друзей по переписке.
Со школьным долгостроем – к космонавту
В то же время в обычных школах не хватало элементарного. К концу осени 1995-го из-за не отремонтированных вовремя котельных и незавезенного угля температура во многих школах упала почти до нуля.
В преддверии зимы обеспеченность углем областных учреждений образования едва составляет 18% от необходимого. В школах-интернатах не хватает медикаментов и перевязочных средств. Под угрозой срыва находится организация питания воспитанников. Учителя нервничают – задолженность по зарплате растет, в некоторых сельских школах педагогам еще и отпускных не выплатили, а на дворе уже ноябрь«Семь бед народного образования»
В некоторых школах царила разруха. Накануне 1 сентября 1996-го журналисты «ВК» посетили школу №5, где ремонт растянулся на целую десятилетку.
Здание старое. Притронешься чуть – все сыплется. Директор школы №5 Надежда Золотарева прояснила ситуацию: "В 1986 году нашу школу перевели в здание, где раньше располагался институт повышения квалификации учителей, на улице Рылеева. Обещали, что на год – два, здание-то там не выдерживает никакой критики по всем нормам. Но мы уже десятый год в ней «кантуемся». Раньше школа принимала до 800 школьников, теперь лишь 300. В нынешнем году за парты сядут 26 первоклашек. Родители стремятся отдать детей в другие школы. Здесь нужно менять проводку, все коммуникации. Власти обещали выделить 200 млн рублей, но так и не выделили…Ольга Баранникова, «Школьная лирическая о хронической стройке»
Отчаявшиеся учителя обратились за помощью к знаменитому земляку – космонавту Константину Феоктистову.
В школах появились новые специалисты – социальные педагоги. В январе 1997-го они провели акцию «Защита», в ходе которой обнаружили 370 голодающих детей, 200 детей, просивших подаяние, 60 – страдающих от произвола родителей, 80 – не имевших свидетельства о рождении, почти 400 детей – без прописки. «Это вопиющие цифры!» – прокомментировал «ВК».
«Профессора устали»
Учителя школ, преподаватели вузов и училищ, которым по несколько месяцев задерживали зарплату, регулярно устраивали забастовки, пикеты и выходили на всероссийские митинги.
В первом полугодии 1995 года забастовки провели 829 предприятий, учреждений и организаций. Это в 2 раза больше, чем за шесть месяцев 1994 года. 70% всех забастовок прошли в учреждениях образованияЕлена Рузанова, «Урок длиною в сутки»
В октябре 1996 года, сообщил «ВК», 168 воронежских профессоров подписали письмо к президенту РФ и всем ветвям власти, где заявили об «обвальном развитии негативных тенденций в системе высшего образования и науки».
Вузы сегодня – должники за коммунальные услуги, электроэнергию. Студенты и преподаватели не имеют учебной литературы и современной учебно-лабораторной базы. Заработная плата унизительна и не выплачивается в полном объеме«Профессора устали»
На митингах бок о бок со своими преподавателями – студенты, которым тоже задерживали стипендию. Студент журфака ВГУ Ярослав Карпинский в материале «Бутылка кефира, полбатона», опубликованном в студенческом приложении «ВК» («Семестр»), привел забавный факт. На окошке бухгалтерии ВГУ студенты периодически вывешивали лист с надписью, сделанной толстым маркером: «Тяжесть нашей голодной смерти будет вечным грузом на ваших плечах».
В феврале 1995-го «ВК» сообщил, что студенты в очередной раз остались без стипендии. И не только в Воронеже.
Мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак в связи с дефицитом госбюджета предложил всем губернским администрациям выплатить своим студентам деньги из местных бюджетов. Чтобы спасти воронежских студентов, губернским властям потребуется 790 млн рублей, а это слишком дорого для местного бюджета«Государство берет в долг у студентов»
Миллионы – за учебу
В 90-е вузовское образование стремительно коммерциализировалось. Журналисты «ВК» рассказали о ходе и ценах приемной кампании-1995.
Финансово-экономический институт запрашивает в качестве годовой платы за обучение у неудачников и целевиков 550 долларов на все факультеты. Годовое обучение в агроуниверситете на факультете агробизнеса стоит 6 млн рублей, на факультете ветеринарии – 1,5 млн, в институте искусств – 2,5 млнОльга Баранникова, Владимир Тихомиров, Андрей Черваков «Gaudeamus igitur»
Журналисты также привели «теневые цифры» кампании. Тему сочинения, по данным «ВК», «можно узнать всего за 1 млн рублей, экзамен стоит от 3 до 6 млн – в зависимости от престижности вуза и факультета».
В 1995 году в ВГУ появились новые специальности: экономическая кибернетика, компьютерная механика, аэрокосмогеология литосферы, дипломатия для стран ближнего зарубежья. На журфаке первыми в России открыли специализацию «реклама и паблик рилейшнз».
Как отметили журналисты, в середине 90-х самыми востребованными у молодежи были специальности юриста и экономиста.
В сентябре 1996-го открылся обновленный корпус экономфака ВГУ. Возведенное в 80-е, здание не понравилось ни студентам, ни преподавателям, поэтому спустя несколько лет в нем затеяли масштабную перестройку.
Строили и ремонтировали ударными темпами. Заранее (еще по старым ценам) заготовили стройматериалы, привлекли к работе преподавателей и студентов. К тому же многие организации были заинтересованы в сотрудничестве с кузницей будущих экономических кадров. Результат – тысяча квадратных метров отремонтированных за 850 млн рублейВиктор Ткачук, «Кирпич в подарок»
В качестве особых достоинств здания журналисты отметили небольшое кафе и «теплую курилку» для студентов.