В Воронежском цирке завершаются гастроли театрализованной программы «Девочка и слон», созданной дрессировщиками прославленной династии Корниловых. Артисты не просто демонстрируют набор трюков, а погружают зрителей в полноценный спектакль с трогательной завязкой, динамичным сюжетом и неожиданной кульминацией. Увидеть финальные представления можно в субботу и воскресенье, 10 и 11 июля.
Новый взгляд на современный цирк воплотили на арене лауреат театральной премии «Золотая маска» Юрий Квятковский и режиссер детских постановок Полина Стружкова. В основе программы – рассказ Александра Куприна «Слон» о маленькой девочке Наде, заболевшей «равнодушием к жизни» и поправившейся благодаря встрече с настоящим слоном Томми. В представлении, правда, слонов два – Претти и Марго. И они не из зверинца, как в литературном произведении, а из цирка. Вместе со слонами главной героине во сне являются жонглеры, акробаты, воздушные гимнасты, канатоходцы, добрый клоун, танцующие ложки, чашки, тарелки, подушки и летающая кровать, превращающаяся в парящий под куполом самолет. Представление сопровождается масштабными декорациями, фантазийными костюмами, световыми спецэффектами и авторской музыкой в исполнении живого оркестра, который не звучал в Воронежском цирке более двух лет.
Гуманная дрессура
Кроме слонов, в программе задействованы лошади, дикобраз, крокодил, питон, обезьянки, пони и собачки.
Во время выступления зрители не увидят в руках дрессировщиков кнутов или хлыстов. Мохнатые артисты показывают трюки только за лакомство, их общение с дрессировщиками строится на ласке и любви.
– Мы с сестрой развиваем гуманную дрессуру, без багров и прочих жестоких приспособлений. Наша задача – показать взаимодействие человека и животного, а не страх одного перед другим. Трюки рождаются из наблюдения за способностями животных. Скажем, одна слониха может балансировать на шаре, а другая умеет ходить на задних ногах. Дрессура – это фиксация того, что животное делает самостоятельно, – объяснил Андрей Дементьев-Корнилов, представитель известной династии Корниловых, чья история насчитывает более 180 лет.
Доказательством независимости служит и то, что часть номера слонихи работают на манеже вообще без дрессировщика.
Претти один на один с главной героиней танцует контемпорари и убаюкивает девочку, нежно обняв хоботом.
Претти вообще прирожденная нянька. Много лет назад она удочерила новенькую артистку труппы Маргошу, которая из всех слоних (тогда у Дементьевых их было четыре) выбрала именно ее себе в мамы. В природе такое тоже бывает: слоны – социальные животные, они живут большими группами, причем самки и самцы отдельно. В стаде развит матриархат.
Внешне слонихи отличаются только по размеру – Претти в силу возраста (ей 30 лет) почти в два раза крупнее 13-летней Марго. На самом деле животные разных пород – «мама» индийская, «дочка» суматранская, при этом у обеих азиатские корни. Особенность этих слонов в том, что у них нет бивней. Точнее, они есть, но растут очень плохо и часто сами обламываются, когда животные чешут их об деревья. По человеческим меркам, Маргоша еще подросток, расти она будет до 25 лет и по габаритам догонит приемную родительницу.
Слонихам не чужды телячьи нежности: они любят обнять своего дрессировщика хоботом, побурчать, прижать к себе и отобрать последнее яблоко, которое он ест. Яблоки, кстати, они обожают больше, чем бананы. А еще с удовольствием хрумкают свеклу, сахар и хлеб. Особенно до еды падка Претти: она может даже во время представления полакомиться чем-то сладеньким, позаимствовав еду у зазевавшегося зрителя. Поэтому с сахарной ватой лучше не садиться в первые ряды – Претти хоботом легко дотянется и отнимет.
Интересно, что на обед слонихи уделяют по 18 часов в день, делая перерыв разве что на сон и выступления. При этом, по словам Андрея Корнилова, у его подопечных нет ни грамма лишнего жира, они подтянуты и очень спортивны. Вес Претти 3,2 т, Маргоши – 2,1 т. Это только кажется, что слонихи неповоротливы и неуклюжи, на самом деле физиология этих животных феноменальна.
– Несмотря на свою внушительную форму, слоны очень грациозные. Они прекрасно балансируют – даже лучше, чем человек. Поэтому и выполняют удивительные трюки, которые противоречат законам физики. Им ничего не стоит встать на шарик, который в диаметре меньше самого слона, сделать стойку на голове, сесть попой на тумбу, – говорит дрессировщик.
А еще слоны различают взрослого человека и ребенка: понимают, с что маленьким человечком надо обходиться аккуратнее. Хотя бывают слоны, которые детей боятся – этакие чайлдфри.
– Но вообще они добрые и миролюбивые животные. Я вырос со слонами, мои родители контролировали наши взаимоотношения. Был момент, когда я, трехлетний, надоел слонихе, которая кушала сено: лез к ней, пытался дрессировать. Так она бережно взяла меня хоботом и посадила на стог сена, чтобы не мешал. Бабушка со второго этажа наблюдала эту картину и была в шоке от столь грамотных действий слона, – вспомнил артист.
В цирк из спорта
Обычно конный жанр в цирке представлен номерами высшей школы верховой езды, джигитовкой или акробатами и вольтижерами на лошадях. Корниловы и здесь отличились. В программе «Девочка и слон» используется бесконтактная дрессура с элементами верховой езды. Уникальный номер показывает супруга Андрея Екатерина Корнилова. Она управляет лошадьми при помощи взмахов рук, и животные в ответ синхронно танцуют, бьют копытами, становятся на колени и ложатся на пол.
Екатерина не потомственная дрессировщица. В цирк она попала из спорта. Бывшая гимнастка пришла к Корниловым работать в балет, где познакомилась с Андреем, а спустя время пара сыграла свадьбу. После рождения второй дочери Екатерина задумалась о создании собственного номера с животными.
Как-то супруги были проездом в Пятигорске и решили посетить конный завод имени наиба Идриса, славящегося на весь мир ахалтекинскими жеребцами. Эти лошади имеют туркменское происхождение, они поджарые и очень красивые.
– Я влюбилась сразу в эту породу, – призналась Екатерина. – Но мы знали, что хозяин болен лошадьми и редко кому их продает, поэтому не очень надеялись, что сможем приобрести у него жеребца. Однако через какое-то время он позвонил и предложил посмотреть одного коня, который случайно травмировался в стойле. Он повредил сухожилие и для скачек стал непригоден. Так у нас появился Оскар. А вскоре с того же конезавода приехал Конфуций – его отбраковали по каким-то племенным признакам.
Контроль за морковкой
Ахалтекинцы – верховая порода лошадей, в цирке их почти не используют из-за своенравного характера. Они слишком гордые, к ним надо найти подход. Лошади прекрасно чувствуют настроение хозяина – если тот злой или расстроенный, сразу убегают. Чтобы поставить номер, Кате пришлось прочитать множество литературы о повадках лошадей и воспользоваться услугами тренера Кремлевской школы верховой езды, которая помогала ставить трюки.
– Все, что кони показывают на арене, им свойственно в жизни, никаких принудительных трюков они не делают. А видели бы вы, какие фортели они вытворяют, когда в зале никого нет! На задние ноги встают, задом ходят и прыгают! Но на репетициях от них такого не дождешься даже за угощение. Хотя поесть они любят, особенно морковку. Но не абы какую, а только свежую, твердую, хрустящую. У лошадей тонкий пищеварительный процесс, из-за гнилого овоща могут появиться колики. Поэтому прежде, чем дать коню морковь, я всегда сама пробую ее на зуб. Оскар у нас гордый, к нему просто так не подойдешь, он еще подумает, взять у тебя морковку или нет. А Конфуций – как собачка: преданно смотрит в глаза и так радуется угощению, разве что хвостом не виляет, – поведала дрессировщица.
Интеллектуальные шкоды
В представлении участвует еще одна продолжательница рода Корниловых – Ольга Корнилова, кузина Андрея. Ее отец работал с группой экзотических животных: зебрами, верблюдами, ламами, страусами. Потом от родителей Ольге перешел аттракцион с обезьянами. Сейчас дрессировщица выступает уже со своими приматами и смешанной группой животных, а помогает ей муж Александр Валиев – в прошлом эквилибрист.
Необычайно милые и забавные обезьянки бросают мячики, ловят колечки, качаются на качелях, скачут верхом на пони и делают массу других увлекательных трюков.
В программе участвуют три обезьяны: макака лапундер Гизма, названная в честь самого доброго гремлина Гизмо из ужастика «Гремлины», яванская макака Зара и белоплечий капуцин Том. Ольга для них мама, папа и вожак стаи в одном лице. Обезьяны по природе своей пугливые, поэтому у них в стае должен быть вожак, который их защитит. Если обезьянка испугается чего-то в зрительном зале – например, лопнувшего шарика, – она сразу бежит к дрессировщице и повисает у нее на шее, чтобы та ее спасла.
– Заставить обезьяну сделать что-то против ее воли невозможно, – говорит Ольга. – Если она не хочет сегодня репетировать, она не будет репетировать. Но вообще такое редко происходит, наши питомцы любят работать, потому что для них это дополнительная возможность пообщаться с нами и друг с другом, а еще похулиганить. Обезьяны – очень интеллектуальные животные и при этом большие шкоды.
Ежедневный квест
Цирковая жизнь обезьянок началась не на манеже, а в квартире супругов. Все приматы после покупки год жили с Ольгой и Александром бок о бок, даже спали с ними в одной кровати. Комната походила на ежедневный квест: с утра дрессировщики прятали от любопытных обезьян ценные вещи, а вечером искали их по всему помещению. От обезьяны спрятать ничего невозможно, своими пальчиками она откроет любой замок, любую щеколду. Сейчас животные живут в отдельных вольерах, есть и общий для игр. У обезьян нет сексуального интереса друг к другу, по природе приматы разных пород не скрещиваются.
– Обезьяны те еще гурманы. Больше всего на свете любят вареные куриные яйца. Яблоки предпочитают только зеленого цвета, как и бананы. На желтую кожуру даже не посмотрят. Еще обожают киви, орехи, сухофрукты, изюм, компоты. У них должно быть разнообразие в рационе, они, как и люди, не могут каждый день есть одно и то же. Иногда, бывает, заедаются: сегодня я капусту есть не буду, дай мне помидорку, а на завтра хотелось бы перчик болгарский получить или огурчик, – улыбаясь, рассказала о причудах своих подопечных Ольга.
Еще супруги выступают с дрессированными собачками – фокстерьерами и джек-рассел-терьерами.
У артистов восемь «хвостиков» – правда, зрители видят во время представлениях только четыре. Дело в том, что еще четыре собаки уже «на пенсии», им от 12 до 16 лет, и они доживают свой век за кулисами. Но они тоже «члены семьи» Ольги и Александра, поэтому о том, чтобы «списать» их как балласт, даже речи не идет. «Пенсионерки» тоже гастролируют с артистами по всей стране, иногда на репетициях их выводят на манеж побегать с «молодежью».