Воронежские историки высказалась за создание памятника основателю города – воеводе Семену Сабурову – на собрании общественной организации «Наша история» в среду, 11 марта. С лекцией о Семене Сабурове выступила магистрант истфака ВГУ Анастасия Сухачева, защитившая диплом по теме «Военная деятельность представителей рода Сабуровых». Она рассказала о легендарном воеводе и о том, почему его так ценили русские цари Иван Грозный и Федор Иванович.
История жизни Семена Сабурова и мнения горожан об установке памятника – в материале РИА «Воронеж».
Военачальник
К началу XIV века ядро московского боярства сложилось окончательно, и в него входили Сабуровы. Согласно родовой легенде, они были потомками мурзы Чета – титулованного татарина, который, излечившись от болезни, решил принять православие и построить Ипатьевский монастырь.
Родоначальником был Федор Сабуров, который участвовал в Куликовской битве и спас великого князя Дмитрия Донского.
– Он помог снять с князя довольно тяжелые латы и помог ему оправиться от серьезных ран. Если бы не это, история могла сложиться не так, как сложилась. Кстати, все мужчины-потомки Федора Сабурова впоследствии несли военную службу, – рассказала Анастасия Сухачева.
Семен Сабуров, как и его братья Григорий, Степан, Иван и Верига, начал службу в юном возрасте. В это время Русское царство участвовало в Ливонской войне (1558–1583 годы). Семен Федорович упоминается как голова у воеводы Михаила Безнина.
– Голова – это тоже военачальник, который приходился товарищем воеводы, был его подчиненным. Иногда мог выступать и в качестве самостоятельного военачальника, – пояснила магистрант.
Михаилу Безнину велели из Пайды пойти воевать против немцев в колыванские места (район современного Таллинна). Русские войска добились успеха. С сообщением об успешном взятии шведской крепости Семен Сабуров отправился в Старицу к царю Ивану Грозному. Тот наградил Семена Федоровича соболями, дорогой тканью и сделал его наместником крепости Белой. В сферу деятельности наместника входила, в частности, административная деятельность, починка дорог и мостов.
Дворянин
Согласно боярским спискам 80-х годов XVI века, Семен Сабуров имел чин московского дворянина, который жаловал только царь. Дворянин мог служить воеводой, головой, участвовать в посольствах.
В 1581 году Семен Федорович был первым местным воеводой в Ракоборе (сейчас – город на севере Эстонии) вместе с князем Федором Кропоткиным. Местные воеводы отправлялись в город на год, потом их назначали на другое место. В 1583 году Семен Сабуров уже служил в Торопце вместе с Григорием Колединским, в 1584-м был в должности наместника крепости Белой. А в 1588 году царь Федор Иванович велел своим воеводам идти в Астрахань – видимо, для подавления восстания. Первым воеводой сторожевого полка был Семен Сабуров.
В 1589 году Сабурова послали в крепость Орешек. А в 1590 году, с началом русско-шведской войны, он получил царский приказ отправиться в Швецию и стал первым воеводой в передовом полку: охранял основные силы и в бою брал первый удар на себя.
– Передовой полк был самым опасным местом, куда мог попасть служивый человек, – отметила Анастасия Сухачева.
Семену Сабурову приказали штурмовать Иван-город (нынешняя Ленинградская область), и в феврале 1590 года крепость была взята. Спустя год Сабурову пожаловали чин окольничего – второй после боярина думный чин Боярской думы. Окольничие возглавляли приказы, полки, назначались в дипломатические миссии.
Но засиживаться в тылу воевода не собирался – предпочитал заниматься военным делом. В 1591 году, когда крымский хан перешел Оку и направлялся к Москве, воевода Сабуров вместе с другими боярами встал с обозом у Даниловского монастыря.
– Сабуров защищал город, а позже царь отправил его в погоню за крымским ханом в качестве руководителя полкового наряда – артиллерии. За проделанную работу Сабуров получил вознаграждение, – сообщила Анастасия Сухачева.
В 1595 году Семен Федорович служил в Чернигове. Последней вехой в его деятельности стал Тобольский разряд, который был создан в конце XVI века. Ранее никто из членов Боярской думы в Сибирь не назначался.
– Он должен был направлять деятельность сибирских воевод. В 1599 году Семен Федорович стал воеводой в Тобольске, воеводы окрестных городов находились в его подчинении. Они даже не имели права писать в Москву в обход Тобольска. К сожалению, в Тобольске в 1601 году Сабуров умер.
Создатель крепостей
Военными делами деятельность Семена Сабурова не ограничивалась. За свою жизнь он построил как минимум две крепости: Цивильск (ныне – Республика Чувашия) и Воронеж. Царский указ о возведении Воронежа не сохранился. О том, что Сабуров был основателем города, свидетельствуют разрядные книги. Приказ построить на берегу реки Воронеж крепость воевода получил летом 1584 года, когда был наместником крепости Белой.
– Зачем возводился Воронеж? Как мы знаем, татары совершали набеги на приграничные районы. Для того чтобы предупредить их набеги и не пустить в пределы населенных пунктов, нужны были города-крепости. В 1585 году было решено построить две крепости: на крымской стороне Дона – Ливны, на ногайской – Воронеж. Воронеж возводился зимой-1585/86. Это необычно – крепости возводились не зимой, а летом, – отметила Анастасия Сухачева.
Крепость Воронеж построили на правой стороне реки (там, где сейчас главный корпус ВГУ). Ее окружали шестиметровые стены, среди стен возвышались башни высотой 20 м. С трех сторон крепость окружал крутой обрыв, с четвертой был прорыт глубокий ров.
В 1586 году Семен Сабуров упомянут как воевода в Воронеже. Здесь он служил вместе с головами Иваном Судаковым и Василием Биркиным.
– Сегодня можно услышать мнение, что Воронеж обязан своим появлением не Сабурову, так как, по данным летописей, первые упоминания о Воронеже отмечены до появления воеводы. Некоторые считают, что Сабуров и вовсе вымышленный герой. Это не так. Упоминания о нем содержатся в родословных книгах, в летописях, разрядных книгах – серьезной документации, где фиксировалось назначения на гражданскую, придворную и военную службу. Записывать туда данные о несуществующем человеке никто бы не стал, – подчеркнула Анастасия Сухачева.
В Воронеже в честь Сабурова нет даже памятной таблички. Многие воронежцы, по словам девушки-историка, не знают, кто основал город:
– Когда я общалась со школьниками, мне никто не ответил на этот вопрос. Один мальчик только вспомнил о бизнес-центре «Сабуров».
Эпопея с памятником
Идея установить памятник Сабурову в Воронеже появилась в конце нулевых. Ее поддержал Алексей Гордеев, тогда – губернатор Воронежской области. В 2009 году городское управление культуры провело конкурс на лучший эскиз памятника, и победил проект московского скульптора Андрея Ковальчука. Семена Сабурова он запечатлел на коне, вместе с подвижниками – Василием Биркиным и Иваном Судаковым.
Ковальчук задумал поставить скульптуру на месте стелы «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (так называемый чупа-чупс на кольце у главного корпуса ВГУ). Именно здесь Сабуров построил крепость Воронеж. Но тогда власти решили отложить установку памятника.
К идее вернулись в 2015 году. Теперь памятник собирались поставить на Советской площади. Однако общественность заявила, что здесь у города много других знаковых мест. Против был и сам Ковальчук.
Обсуждалась также возможность расположить мемориал на холме возле Чернавского моста. А еще прозвучала идея установить памятник Сабурову на площади Ленина – на месте памятника Ленину, который предложили перенести. По словам заместителя руководителя областного управления региональной политики Андрея Червакова, в тот момент, когда появилась идея установить монумент, такой вариант ее инициаторам казался даже предпочтительным. Площадь Ленина предлагалось переименовать в площадь Основателей.
Одним из вариантов размещения памятника Ленину, предложенных тогда общественностью, был Ленинский проспект (круг Остужевского кольца). Памятник должен был украсить сквер имени Ленина. Другой – на улице Моисеева, где тоже предлагалось обустроить сквер имени Ленина.
Как показал общественный опрос, горожанам идея с переносом памятника Ленина не понравилась. Вопрос был снят с повестки дня.
Андрей Черваков уверен, что установка монумента Семену Сабурову в Воронеже была бы символическим актом возвращения к истокам, которые определяют и сам смысл существования российской нации:
– Главная площадь города – символическая точка отсчета нашей истории. То, что мы имеем площадь Ленина и памятник Ленину, в символическом смысле означает, что наша история, в том числе Воронежской области, началась с создания СССР. С современной точки зрения это абсолютно неправильно. Мы сейчас признаем всю тысячелетнюю историю нашей страны, начиная с Киевской Руси. И теоретически памятник основателям города и региона, уходящий корнями в Московскую Русь, был бы важным символическим ориентиром. Но практически такое в настоящий момент невозможно, поскольку не имеет достаточной поддержки воронежцев, а именно абсолютного их большинства. Тем более сейчас, в контексте процесса декоммунизации на Украине, который заключается в сносе советских памятников, особенно вождю мирового пролетариата.
– Хотелось бы, чтобы установка монумента происходила так же, как в 2019 году в Новой Усмани. Там новый глава района Дмитрий Маслов принял решение о реконструкции площади и установке памятника основателю Новой Усмани – воеводе Борису Собакину. Это очень интересная конная статуя. Для Черноземья это большая редкость. Площадь открыли в торжественной обстановке. И при полной поддержке новоусманцев. Надеюсь, в Воронеже произойдет так же, когда мы в какой-то части города все же решим установить памятник воеводе Сабурову, – заметил замруководителя областного управления региональной политики.
– Часто можно услышать: «А почему мы должны ставить памятник Сабурову? Он что, великая личность?» Наверное, под словом «великая» подразумевают «известная». Складывается абсурдная ситуация, когда мы ставим памятники известным личностям, но забываем об основателе города. Семен Сабуров достоин памятника: он возвел крепость в опасное для страны время, и при нем она осталась целой, – высказалась Анастасия Сухачева. – Мы популяризируем Петра Первого в своем городе, но забываем историю, которая была до него. История должна быть единой: не должно быть такого, что мы прославляем одних, а забываем других.
Девушка также предположила, что памятник Сабурову станет еще одной туристической достопримечательностью.
Установку памятника Сабурову поддержали и другие участники встречи.
– Сабуров – пассионарная личность, которая достойна увековечивания в истории нашего города, – отметил руководитель проекта «Школа исторической грамотности» Павел Дмитриев.
Историк Олег Бобров, начавший изучать род Сабуровых во времена студенчества, сообщил:
– Сабурову принадлежит огромная роль во времена правления Бориса Годунова. Были два старинных рода – Сабуры и Годуны, Сабуры считались старше. Ни Годуновых, ни Сабуровых опала Ивана Грозного не коснулась. Я считаю, что памятник Сабурову нужно поставить обязательно. А еще Воронеж достоин улицы Сабурова.
Но, добавил историк Николай Комолов, улица Сабурова, а также переулок Биркина и переулок Судакова в Воронеже уже существуют – появились несколько лет назад в микрорайоне «Озерки» по инициативе самого историка. Николай Комолов поддержал идею установки памятника основателю Воронежа. На его взгляд, самое подходящее для него место – Университетская площадь.
– Знак «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» является не памятником, а элементом благоустройства, поэтому его можно смело демонтировать. А на его месте поставить памятник воеводе, – уверен Николай Комолов. – Если памятник установят на Университетской площади, ее не надо переименовывать в площадь Основателей.
– Семен Сабуров – основатель Воронежа и объединяющий исторический бренд, который позволяет нам обратиться к истокам. Памятник Сабурову воронежцам необходим. Мы будем приходить к этому памятнику на праздники, вспоминать историю. Памятник позволит заниматься патриотическим воспитанием школьников, уважительно относиться к городу. Чем быстрее поставят этот памятник, тем лучше, – считает президент общественной организации «Наша история» Артем Кобляков.