Городские власти рассчитывают до конца 2015 года завершить разработку системы электронных проездных билетов для воронежского транспорта, рассказал в беседе с корреспондентом РИА «Воронеж» руководитель управления транспорта горадминистрации Владимир Анисимов. Система предполагает создание электронного билета, с помощью которого горожане смогут оплачивать проезд в маршрутках и автобусах по безналу.
– В течение года мы активно прорабатываем этот вопрос. Надеюсь, что к концу года мы презентуем в Воронеже систему электронных билетов, – отметил он.
Аналогичные проекты действуют в нескольких регионах – транспортная карта «Тройка» в Москве и «Стрелка» в Подмосковье, «Транспортная карта» в Казани и пилотная система в Санкт-Петербурге. Вариант «УЭК-Транспорт» предлагает АО «Универсальная электронная карта» (УЭК).
По словам Владимира Анисимова, принцип работы всех этих систем одинаков: пассажир оплачивает поездки с помощью электронного кошелька, используя специальную карту. Внешне она почти не отличается от обычной банковской карты: для ее использования владельцу будет необходимо внести предоплату на электронный счет, а затем оплачивать поездки с помощью магнитных считывателей в транспорте.
– Это удобно для горожан – не нужно возить с собой наличные, для водителей – им не приходится складывать деньги за проезд у себя и отвлекаться на это, – рассказал глава управления транспорта.
Однако Владимир Анисимов подчеркнул, что введение системы электронных билетов – затратная идея. Установить оборудование инвесторы готовы за свой счет. Стоимость необходимых приборов для одного автобуса колеблется от 20 тыс. до 100 тыс. рублей – в зависимости от вместимости, количества дверей, модели оборудования. Инвесторы, заинтересованные в проекте, рассчитывают на определенную прибыль – эта нагрузка ляжет на перевозчиков, а значит, в дальнейшем должна войти в тариф на проезд. Стоимость годового обслуживания в среднем оценивается в 3-4% прибыли транспортной компании, на автобусах которой установлена система.
– Хотя для перевозчиков эти единовременные затраты вполне оправданны: они смогут точно контролировать пассажиропоток. По примеру других городов могу сказать, что разница между официальной статистикой и данными водителей доходит до 30% – эту прибыль транспортные компании сейчас теряют, – пояснил чиновник.
Еще одна проблема – рост числа «зайцев». По словам Владимира Анисимова, с этим столкнулись все регионы, где действуют электронные проездные. Для борьбы с желающими прокатиться бесплатно в Воронеже, вероятно, придется создавать службу контроля – возрождать систему кондукторов, которые будут проверять билеты у пассажиров.
– Никто от этого еще не ушел. В Минске, например, подобная служба включает 750 человек. Значит, в Воронеже речь может идти как минимум о 300 контролерах, – резюмировал руководитель управления транспорта.
О введении системы электронного проездного билета для транспорта городские власти задумались еще в 2013 году. В середине апреля 2013 года депутаты гордумы внесли изменения в документ, регламентирующий работу общественного транспорта. Парламентарии добавили пункт, по которому оплачивать проезд можно будет и с помощью электронной карты. Планировалось, что система начнет действовать в конце 2013 – начале 2014 года, однако программа была отложена.
В середине июня 2015 года АО «Универсальная электронная карта» предложило Воронежской области присоединиться к реализации инвестпроекта по созданию единого центра процессинга и биллинга (ЕЦПиБ) в сфере ЖКХ и транспорта. Губернатор Алексей Гордеев и вице-президент департамента развития бизнеса АО «УЭК» Евгений Кисляков обсудили возможность использования системы безналичной оплаты проезда в общественном транспорте. Решение по этому проекту не озвучивалось.