Всемирно известный хореограф Владимир Васильев поставил на воронежской сцене эксперимент: прозу Платонова впервые перевел на язык танца. В Воронежском театре оперы и балета Васильев экспериментирует уже не в первый раз. Прошлой осенью он осуществил здесь свою давнюю мечту – собрать в одном спектакле шедевры балетной классики. Теперь очередь дошла до Платонова. Творческая Мастерская Владимира Васильева – вечер современной хореографии на «платоновские» темы – стала специальным проектом третьего Платоновского фестиваля.
По признанию Васильева, идея такой мастерской родилась еще на прошлом Платоновском, ведь именно фестиваль дает возможность представить новые, в том числе и экспериментальные, работы на суд зрителей, а зрителям – увидеть произведения разных авторов с их своеобразным языком и стилем. Свое видение прозы Платонова в балетных миниатюрах представили семь молодых хореографов из разных городов и даже стран. В Мастерской объединились яркие представители нового поколения хореографов постсоветского пространства: Раду Поклитару (Киев), Елена Богданович (Москва), Вера Арбузова (Санкт-Петербург), Юрий Смекалов (Санкт-Петербург), Арина Панфилова (Пермь), Дмитрий Залесский (Минск), Александр Могилев (Москва).
– Я не давил на ребят, я дал им карт-бланш – выбирайте сами и ставьте ваше видение платоновских произведений, конечно, малых форм – рассказов, повестей. Я сам, прочитав то, что они выбрали, был в замешательстве – как они смогут поставить это? Но они справились.
Ведущим вечера выступил сам Васильев – он представлял каждую постановку и зачитывал отрывки из произведений Платонова, которые представляли артисты.В течение полугода каждый из хореографов готовил свою мини-постановку с труппой воронежского Театра оперы и балета, а перед началом фестиваля все это объединили в один общий спектакль. Причем, по словам Владимира Васильева, дорабатывали до последнего – изменения в хореографию вносились даже в день премьеры.
Кстати, на пресс-конференции накануне премьеры хореографы отмечали, что несмотря на кажущуюся сложность задачи, на самом деле произведения Платонова прекрасно подходят для балетной постановки.
– Платонов – мега-эмоциональный автор, поэтому он прекрасно перекладывается на язык балета. Просто до нас об этом никто не знал. Вот какая новость.
– Платонов – он не плоский. Я уверен, что каждый хореограф для себя найдет что-то в произведениях Платонова, что взять, чтобы не изменять своему стилю, оставаться самим собой. Его можно копать, и копать, и копать.
Эксперимент удался: каждый из хореографов увидел Платонова по-своему, и миниатюры были совершенно разными – на сцене были и массовые танцы, и дуэт, и балерина в классической пачке, и красноармейцы в шинелях нараспашку, и люди в смирительных рубашках, аккомпанементом к танцам звучал и Шопен, и музыка из фильма «Амели», и армянский дудук – однако вместе все это сложилось в удивительно гармоничное действо, пропитанное «платоновским» настроением.
Московский хореограф Александр Могилев темой своей миниатюры выбрал рассказ Платонова «Неодушевленный враг». Рассказ, созданный в 1943 году, при жизни автора не увидел света, как считают критики, из-за его «настораживающей сюрреалистической образности» и необычной фабулы, которая, по-видимому, еще долго тревожила редакторов. Когда через двадцать с лишним лет рассказ все же был напечатан, ему предпослали «смягчающий» подзаголовок — «Философское раздумье о советском солдате и солдате-фашисте».
– Для того, чтобы найти основу для миниатюры, я перечитал немало произведений Платонова и понял, что все они удивительно актуальны. В рассказе «Неодушевленный враг» писатель рассуждает о сущности войны, ее бессмысленности – когда оказывается, что враг находится не снаружи, а внутри нас.
А сам Александр Могилев выступил в роли солиста в постановке Елены Богданович «Хранители» – миниатюре о любви в произведениях Платонова.
В центре хореографического исследования пермского балетмейстера Арины Панфиловой – обреченность и попытка взлета в творчестве одного Платонова.
– Платонов – болезненный автор, впечатление от его текстов, даже небольших по объему, сохраняется у меня надолго. Несмотря на это, в своей миниатюре через черную жизненную трагедию, в центре которой оказывается ребенок, я пытаюсь вывести зрителя к свету, показать попытку и возможность взлета. Конечно, далеко не всегда можно передать сюжет пластическими средствами, дословно, но внутреннее ощущение – да.
Основой для миниатюры Веры Арбузовой послужил один из самых известных рассказов Андрея Платонова «Фро».
– Мы за три дня поставили номер... Миниатюра по мотивам рассказа Платонова «Фро», но это не прямая иллюстрация рассказа. Моя Фро – она современная девушка, и мы хотим показать, как бы это было в современном мире, такая женская любовная история.
Кстати, воронежские артисты во всем этом действе показали себя прекрасно – несмотря на то, что за полгода им пришлось поработать не только с разными хореографами, но и освоить новый для себя танцевальный язык. Но, как отметили хореографы, за эти полгода воронежские артисты сделали огромный шаг в своем развитии. Особенно нахваливал Владимир Васильев балетмейстера Театра оперы и балета Андрея Меланьина – ему, по словам мэтра, в последние недели перед премьерой пришлось буквально дневать и ночевать в театре, чтобы наладить процесс и организовать репетиции семи постановок одновременно.
Завершился спектакль несколько неожиданно – под русскую народную песню в исполнении Воронежского хора вместе с артистами пустились в пляс и сами хореографы. Не устоял и Владимир Васильев – оказалось, что несмотря на уже почтенный возраст, мэтр все еще двигается с потрясающей грацией. Зал встретил этот номер криками «Браво» и бурными овациями.