Руководитель образовательного центра Мемориального комплекса Нойенгамме (Германия), доктор истории Оливер фон Врохем, посетивший Воронеж с открытой лекцией о нацистском концлагере Нойенгамме, рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» об «актуальных» для немцев датах Второй мировой войны и о своих воронежских впечатлениях во вторник, 21 июня.
В Воронеж Оливер фон Врохем приехал по приглашению регионального центра устной истории.
О мемориальных комплексах в Германии
– По всей Германии – сотни мемориальных комплексов. Есть комплексы с большим количеством сотрудников, как Нойенгамме, есть и такие, где работает один человек. Преступления нацизма ярко представлены в культурной памяти Германии, но в последнее время появилась тенденция к сравнительному анализу двух диктатур – гитлеризма и сталинизма, к анализу насилия в XX веке в целом.
О Второй мировой и национальном сознании немцев
– Тема моей докторской диссертации посвящена нападению Вермахта на СССР и первым двум годам оккупации. И могу сказать, что российский День памяти и скорби, 22 июня, к сожалению, никак не представлен в национальном сознании немцев. У нас актуальны три исторические даты: приход нацистов к власти в стране 30 января 1933 года, День капитуляции и освобождения Германии 8-9 мая 1945 года, День памяти жертв Холокоста 27 января. Мое личное мнение: немецкому обществу можно поставить в вину, что оно старается не задумываться о начале войны и вторжении в СССР. В противном случае придется, наверное, говорить об ответственности всей нации, которая в большинстве своем поддержала тот режим. А значит, не только лидеры нацистов, но и все общество виновно в произошедшем.
О Воронеже
– В Воронеже я пришел к выводу, что преступления сталинизма так и не стали вашей общественной памятью. Никто из местных жителей не смог нам показать, как добраться до расстрельного места в Дубовке.
– Сам Воронеж меня впечатлил. По сравнению с другими российскими городами он выглядит очень богатым. Поразило такое количество дорогих автомобилей на ваших улицах. Я отметил также, что в регионе придают большое значение развитию культуры. Люди хорошо осведомлены об истории города и страны, о своих поэтах, композиторах. В этом смысле они больше похожи на французов, чем на немцев. К сожалению, после Второй мировой войны традиция культурного самосознания в Германии отчасти прервана.