Пленум воронежского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов состоялся во Дворце творчества детей и молодежи в среду, 30 октября. Присутствовало около 100 человек. Среди обсуждавшихся вопросов – подготовка к празднованию юбилея Победы в Великой Отечественной войне.
В приветственном слове председатель областного совета ветеранов Станислав Ходаковский напомнил собравшимся, что, как это ни печально, с каждым годом ряды фронтовиков и всех тех, кто видел войну своими глазами, редеют.
– На территории Воронежской области сейчас живет около 30 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны. Из них фронтовиков в живых осталось 1233 человека, тружеников тыла – 15 тыс., узников фашистских концлагерей – 14 тыс., блокадников Ленинграда – 57 человек. Также существует отдельная категория солдатских вдов, их в нашем регионе 4736. И если в отношении фронтовиков и блокадников у нас в стране сейчас все хорошо – у них льготы, пенсии, – то вот труженики тыла, которые ковали победу у станков, получают копейки. А такой категории, как «дети войны», вообще официально не существует. Наша задача – защитить категории людей, которых коснулась война, – рассказал Станислав Ходаковский.
Перед началом собрания организаторы обратили внимание на присутствовавших в зале фронтовиков. Участники пленума аплодисментами поприветствовали ветеранов. У каждого из них богатая биография.
Надежда Васильченко попала на фронт в 1943 году, когда ей было 17 лет. Девушку определили в зенитную артиллерийскую дивизию.
С дочерью
– Ребята с девчатами по фашистским самолетам стреляют, а мы, связисты, с катушками на плечах ползали, под пулями связь обеспечивали. Восстанавливали ее, где обрывался кабель. Помню, прекратилась во время боя связь, мне дали приказ ползти и все исправить. Нужно было через железную дорогу переползти, а она вся в огне, и я загорелась. На мое счастье, рядом болото было – туда скатилась, люди меня потушили. Десять дней в госпитале лечилась. Дали отпуск, чтобы домой съездила, – и снова на фронт. Я до дома тогда больше добиралась, чем была там, но повидалась с родными – и хорошо, – вспомнила Надежда Васильченко.
Победу связистка встретила в Венгрии на посту. Когда узнала, что война закончилась, от радости стала стрелять вверх из своей винтовки.
Владимир Садчиков с 1951 по 1954 год служил на Семипалатинском испытательном полигоне – первом и одном из крупнейших ядерных полигонов СССР.
– Я был непосредственным участником испытаний ядерного оружия. Все было строго засекречено, сначала с нас взяли подписку о неразглашении на 25 лет, затем еще на столько же. Я начал служить при Сталине, курировал нас Берия. Дисциплина на полигоне была жесткая, там круглосуточно работы велись, не было ни у кого увольнительных. Я командовал взводом электромехаников. Мы отвечали за все приборы, отслеживали их параметры, – рассказал Владимир Садчиков.
Сейчас он заместитель председателя Воронежского реготделения комитета ветеранов подразделений особого риска. Вместе с руководителем организации, капитаном первого ранга в отставке Михаилом Смагиным Владимир Садчиков помогает пострадавшим от радиации – не только военным, но и мирным жителям, например, попавшим в Чернобыльскую зону. В организации числится более 25 тыс. человек, которых в разной степени затронула радиация.
Владимир Садчиков (справа) и Михаил Смагин
В своем обращении к общественной организации ветеранов заместитель губернатора Воронежской области Сергей Соколов отметил, что она продолжает оставаться партнером всех органов государственной власти правительства области.
– Вы стоите на защите прав интересов не только ветеранов, но и всего нашего старшего поколения. В этом году нами заложены дополнительные основы для того, чтобы наше сотрудничество вышло на новый уровень. Мы подвели итоги развития региона за прошлый год и планировали бюджет на будущий год. И хочу сказать: по всем экономическим показателям роста Воронежская область опережает Российскую Федерацию. Дополнительные доходы в бюджет позволят нам выделить 2 млрд рублей на ремонт объектов социальной сферы, вы почувствует это в поликлиниках, домах культуры, и других объектах, – заметил Сергей Соколов.