Заключительные в этом сезоне старты яхтсменов прошли в Воронеже в воскресенье, 10 октября. Воспитанники отделения парусного спорта ГБУ ВО «СШОР водных видов спорта» закрывали сезон у себя дома. Воронежцам еще предстоят выездные соревнования – в середине октября они поучаствуют в открытом первенстве Липецкой области, а в начале ноября команда региона выступит на первенстве России в классе яхт «Оптимист» в Геленджике.
О том, почему яхтсмены обходят опасное место в акватории водохранилища, как правильно ловить ветер и почему он иногда бывает для ребят не только другом, но и врагом, – в материале РИА «Воронеж».
Плавали, знаем...
Утром воскресенья на территории воронежского яхт-клуба «Петровский» было шумно. Между яхтами на берегу сновали ребята и взрослые: юные яхтсмены и их тренеры готовили лодки к последним стартам нынешнего сезона в Воронеже – Кубку области по парусному спорту.
- В сегодняшних соревнованиях участвуют порядка 60 ребят из нашей спортшколы, – рассказал президент областной Федерации парусного спорта Михаил Фоминых. – На сегодняшний день наш регион является одним из лидеров в этом виде спорта в масштабе ЦФО. Наши ребята регулярно попадают в состав сборной ЦФО и даже России. Недавно они выступали на открытых соревнованиях в Орле и почти в каждом классе яхт попали в число призеров.
Нынешние ковидные ограничения, по словам Фоминых, не слишком затронули яхтсменов – состязания проходят на воздухе и при полном отсутствии зрителей, так что в условиях сегодняшних реалий этот вид спорта относительно безопасен. Хотя несколько стартов все же были отменены.
Соревнования юных воронежских яхтсменов традиционно проходят примерно в одном месте акватории Воронежского водохранилища – напротив парка «Алые паруса» в квадрате площадью примерно 1,5 х 1,5 км.
Перед каждыми стартами их участники знакомятся со схемой маршрута, который им придется преодолевать. Он почти одинаков для каждого класса яхт, есть незначительные отличия, обозначенные контрольными точками, а на акватории – буйками. У спортсменов от восьми до 17 лет, как и было на воскресных стартах, на этот маршрут, как правило, уходит около 40−50 минут. Но тут далеко не все зависит от самих участников соревнований.
Галс, шверт и... тхэквондо
- Сегодня температура воздуха примерно +13 градусов, воды – +9... +10, а вот ветер несильный, где-то 2−3 м/сек, – озабоченно заметил главный судья соревнований и один из самых опытных тренеров Игорь Санников. – Оптимально, когда скорость ветра - 5−8 м/сек, а сегодня, конечно, маловато. Сколько раз так уже бывало: выходят яхтсмены на старт, и ветер скисает, и ребята ждут на воде, когда же он появится. Как бы сегодня так не случилось.
Самой юной участницей стартов оказалась шестиклассница Лиза из Воронежа с самой подходящей фамилией для этого вида спорта – Ветрова.
- Я хожу под парусом уже два года и успела стать призером соревнований. Мне очень нравится находиться на воде и управлять яхтой, – поделилась школьница.
Новички, которые приходят заниматься парусным спортом в Воронеже, сначала обучаются на суше. Тренеры рассказывают им, как устроена яхта, параллельно в классах ребята постигают азы судовождения, узнают значения слов «галс», «шверт» и многих других. А их первый выход на воду зачастую выглядит так: к катеру цепляется обычная лодка, в нее садятся будущие яхтсмены и тренер катает их по водохранилищу.
- Так ребята учатся не бояться воды вокруг небольшого суденышка, которым скоро они будут управлять самостоятельно, – пояснил Михаил Фоминых.
Кстати, два его сына – 16-летний Александр и 11-летний Иван – тоже яхтсмены-разрядники. А младший параллельно занимается тхэквондо.
Михаил Фоминых, Александр (слева) и Иван
- Мне нравится водная гладь, окружающая небольшую яхту, которой я управляю, – сказал Александр. – В 2019 году я завоевал третье место на Кубке Черноземья по нашему виду спорта.
Ловцы ветра
По мнению Михаила Юрьевича, акватория Воронежского водохранилища очень удобна для проведения соревнований яхтсменов любого уровня.
- У нас очень разнообразный рельеф береговой линии, своеобразная роза ветров, – пояснил он. – Тут и высокие деревья, и высотные дома, поэтому направление ветра довольно изменчиво, что создает яхтсменам дополнительные сложности, и можно строить разнообразные трассы и оттачивать технику. Подумываем о том, чтобы провести в Воронеже в 2022 году старты российского уровня – инфраструктура яхт-клуба очень приличная. А для гонок опытных яхтсменов акваторию проведения соревнований можно расширить хоть за Вогрэсовский мост.
На сегодняшний день, добавил Фоминых, этот вид спорта входит в первую десятку тех, которые наиболее успешно развиваются в регионе. Сейчас решается вопрос об открытии отделений парусного спорта воронежской спортшколы в Лисках и Нововоронеже.
Заметим, что юные воронежские яхтсмены обеспечены инвентарем весьма приличного уровня. И хотя парусный спорт – удовольствие не из дешевых (цена яхт, в зависимости от их классов, начинается от 100 тыс. рублей), и тренировочных, и соревновательных лодок ребятам вполне хватает.
Погнали!
Старт Кубка области был намечен на 11:30. К этому времени яхты разных классов, участвующие в соревнованиях, собрались возле судейского катера, откуда должен был даваться старт. А Игорь Санников вез на своем катере журналистов РИА «Воронеж» к месту соревнований.
Метрах в двухстах от берега прямо на воде лежали две связанные пустые пятилитровые пластиковые баклажки из-под воды.
- Это мера безопасности, – объяснил Игорь Михайлович. – Когда в 1971 – 1972 годах строилось Воронежское водохранилище, многие частные дома левого берега с подворьями оказались под водой. И именно под этими баклажками примерно в 90 см от поверхности воды можно видеть бетонные кольца старого дворового колодца. О них многие яхты ломали свои шверты (выдвижные плавники, препятствующие сносу судна под ветер. - Прим. РИА «Воронеж»), и вот теперь это опасное место обозначено баклажками.
Примерно через 20 минут после старта еле живой ветер, подгоняющий небольшие суденышки, и вовсе скис. Яхты практически замерли на глади водохранилища, а юные яхтсмены переговаривались между собой в ожидании желанного ветерка.
- Нам неважно, попутного или нет, ребята поймают его парусами своих яхт и будут двигаться дальше, – заметил Игорь Санников. – А вот полный штиль вообще очень плохо. Наверное, придется сокращать дистанцию, а то в отведенное время не уложимся.
Когда водохранилище покроется льдом, яхтсмены уйдут в классы, где будут и дальше изучать теорию судовождения, а в доках – готовить свои яхты к новому сезону. И конечно, заниматься физподготовкой – бегать кроссы, качаться в тренажерном зале. «Физика» у тех, кто покоряет стихию под парусами, должна всегда быть на высоте.