Павел Васкецов собирает музей Воздушно-десантных войск (ВДВ) уже несколько лет. В его экспозиции более сотни экспонатов – знаки воинской доблести десантников, их обмундирование, фотографии. Главная из них – первый экспонат музея – снимок деда, тоже Павла, воевавшего всю Великую Отечественную в только начавших формироваться ВДВ. Весь музей помещается на двух стенах просторного гаража, где Павел ведет свой небольшой бизнес – тонирует стекла автомобилей.
– Каких-то уникальных экспонатов в моем музее нет, просто я собираю все, что так или иначе связано с моим ВДВ-шным прошлым и настоящим, – признался журналистам РИА «Воронеж» Павел Васкецов.
Всего в музее более 100 экспонатов: от краповых беретов до «трофейных» украинских касок с мест боев на Донбассе. Есть здесь штык от винтовки-трехлинейки, найденный где-то под Воронежем и десятки фотографий. Та самая, дедовская, Павла Васильевича Васкецова, сделана в Берлине весной 1945 года.
– Меня в честь деда и назвали. Он родился в 1905 году, всю войну прошел в ВДВ. Умер в 1963 году, за два года до моего рождения. Я знаю о нем немного, бабушка мне про него толком ничего не рассказывала. Помню, пятилетним мальчишкой играл с его боевыми наградами и даже по молодости лет выменял его орден Красной Звезды на какой-то паровозик у соседского мальчишки. До сих пор мне это не дает покоя! А ведь я, как и он, получил свой орден Красной Звезды. Только за Афган. Сейчас пишу запросы во все военные архивы, чтобы проследить боевой путь моего деда. Мечтаю, чтобы мой сын Димка, которому сейчас 16 лет, пошел служить срочную в ВДВ. Пусть будет в нашем роду три поколения десантников ! – рассказал «Пашка-афганец».
Так называет себя он сам и те, кто знает его по общественной организации «Воронеж-Донбасс до востребования», созданной при воронежском отделении Союза десантников России. Вместе с единомышленниками Павел Васкецов возит гуманитарную помощь в города Луганщины, пострадавшие от боевых действий на Юго-Востоке Украины. Главный принцип десантника – отдавать привезенное только тем, кто действительно нуждается. Складам он не доверяет, говорит, что рано или поздно часть «гуманитарки» с них оказывается на рынке.
- Профессиональный праздник, День ВДВ 2 августа, я встречу в ЛНР. В рамках акции «Воронежские десантники – десантникам Донбасса» повезем туда «гуманитарку», пообщаемся с ребятами, – рассказал «Пашка-афганец».
Уралец, родом из Пермского края, Павел служил срочную службу в ВДВ в 1983-85 годах, полтора года провел в Афгане, получил там медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды. Медаль, как он считает сам, ему дали за то, что шесть часов он нес на себе по горам такого же пацана-«срочника», у которого во время боя отказали ноги.
– Он просто сел и говорит: «Убейте меня, дальше идти не могу!». Я его пробовал расшевелить: и прикладом автомата тыкал, и матюкал – ноль эмоций. Видно, стресс, помноженный на усталость. И тогда я понес его по горам, шли долго – часов шесть. Остановимся, передохнем, обматерю его в сотый раз - и снова беру себе на спину и тащу, – вспоминает Павел.
После Афгана была служба в оперативных частях МВД, а, когда создавался отряд пермского милицейского спецназа «Медведь», пришел туда на работу, позже стал снайпером. Выйдя на пенсию в 1999 году, он переехал в Воронеж.
Сейчас у Пашки со второй супругой имеется небольшой бизнес – в своем частном доме в Отрожке они тонируют стекла автомобилей. Собственная машина «Пашки-афганца» – старенькая Audi, которой скоро исполнится 25 лет, – тоже вполне потянет на экспонат гаражного музея. Ее капот украшает профессиональная аэрография – самолет Ил-76. Ее хозяин говорит, что она надежная, как и все, что связано с десантом.
– Десантники прыгают с парашютом с двух машин – Ил-76 и Ан-12. Я прыгал только с Ил-76. Это надежный друг для всех ВДВ-шников. Вот я и решил увековечить этот самолет на верном автомобиле, – пояснил Павел.