23 Февраля 2019

суббота, 10:03

$

65.54

74.30

Обогрели, обобрали. Как воронежской бабушке навязали пледы за 50 тыс рублей

, Воронеж, текст — Светлана Тарасова, фото — Виталий Грасс
  • 7182
Обогрели, обобрали. Как воронежской бабушке навязали пледы за 50 тыс рублей

Галина Шаталова не знала, что подписывает кредитный договор.

РИА «Воронеж» много раз рассказывал о том, как доверчивые воронежские пенсионеры становятся жертвами мошенников. То пожилым людям продают набор кастрюль по цене машины, то после «бесплатного лечения» они оказываются со стотысячными кредитами под 30%. Теперь в редакцию обратилась 71-летняя Галина Шаталова, которая рассказала о сравнительно новой форме обмана стариков. Бабушке с пенсией 14 тыс. рублей в месяц 24 декабря 2018 года навязали комплект белья за 50 тыс. рублей. Как это произошло – в материале РИА «Воронеж».

«Сказали, что меня выбрал компьютер»

Галина Шаталова – профессиональный музыкант: 35 лет учила детей игре на фортепиано. Человек она доверчивый – объясняет это тем, что «всегда находилась в среде порядочных людей». Никогда не брала кредитов – жить в долг женщине кажется некрасивым.

История началась с того, что на остановке Галине Шаталовой сунули «дисконтный билет» с надписью: «Если вы хотите стать участником нашей акции, заполните карточку и передайте ее нашему сотруднику». Женщина, которая предложила билет, была любезной и обаятельной, и бабушка согласилась. После этого начались звонки на мобильник.

– Дескать, меня выбрал компьютер и нужно явиться в офис, чтобы забрать подарок. На выбор – путевку в санаторий или что-то из бытовой техники, – рассказала пенсионерка.

Галина Шаталова долго не поддавалась, но звонившие были настойчивы, и в какой-то момент она поверила в свою удачу. Девушка по ту сторону трубки даже согласилась встретить «счастливицу» на остановке и проводить до офиса.

«Панацея от хворей»

Магазин, в котором продавали продукцию компании Sonno Bello, оказался в самом центре города – в доме №6а по улице Среднемосковской. В помещении, куда привели пенсионерку, сидели еще старики, им устраивали презентацию пледов из так называемой супершерсти. Про выигранную путевку и бытовую технику бабушка напомнить постеснялась.

– Это шерсть из Австралии, она решает кучу проблем со здоровьем, практически панацея от всех хворей. У вас как с давлением и суставами? От вас ничего не требуется, просто посмотрите, – уговаривали ласковые барышни.

– Таких, как я, там оказалось человек пять-шесть, близких мне по возрасту. На кровати лежала стопка пледов. На руки нам надели шерстяные браслетики, пообещали, что к концу презентации у всех нормализуется давление. А если ляжем на такую постель, то суставы мгновенно почувствуют облегчение. Я особо ничего не чувствовала, но не хотелось выглядеть «бесчувственной», согласно кивала: да, мол, полегчало, – рассказала Галина Федоровна.

Ведущая сообщила собравшимся, что им «колоссально повезло»: стоимость комплекта пледов – 86,5 тыс. рублей, но для них и именно сейчас скидка в 36 тыс. рублей, поэтому комплект белья – три пледа, подушка с наволочкой, наматрасник и одеяло – обойдется всего в 50,5 тыс.

– Денег таких, конечно, ни у кого с собой не было. Нас успокоили: берите рассрочку. Подчеркнули: не кредит! Два года будете платить по 2 тыс. 100 рублей в месяц и не заметите даже. Зато помолодеете и выздоровеете! – поделилась воспоминаниями пенсионерка.

И Галина Шаталова согласилась. И не она одна, а еще старушка, сидевшая рядом.

– Эти феи из салона над нами так ворковали, от доброты душевной отправили нас домой на такси, – делилась женщина.

От эйфории бабушка оправилась довольно быстро. Открыла свой подарок, пощупала…

– И поняла: это же синтетика! На презентации я не могла этого почувствовать – продукция-то была тщательно упакована.

Вечером Галину Шаталову ждало еще одно разочарование: приехавшая к ней дочь открыла договор и увидела, что мать подписала не рассрочку, а кредит под 17% с лишним с банком «Ренессанс».

Шило на мыло

– Мы в этот же вечер поехали в магазин, чтобы вернуть «подарки». Но нас грубо вытолкали: «Вы купили, все подписали, никто не заставлял», – рассказала дочь Галины Шаталовой.

На следующий день бабушка снова явилась в магазин и написала заявление о том, что отказывается от навязанной продукции. Ей посоветовали дождаться юриста.

– Через 10 дней ко мне домой и правда пришел юрист и заявил, что в приеме продукции мне отказано. Но утешил: я имею право ее заменить. А зачем мне менять шило на мыло? – рассудила пенсионерка.

Вместо этого она отправилась в общество защиты прав потребителей, где встретила несколько таких же бабушек, пострадавших от Sonno Bello. Она написала заявление губернатору (которое, к слову, зарегистрировали) 14 января 2019 года, а затем пошла за помощью к правоохранителям.

– В полиции заявили, что мошенничества не усматривают: не под дулом же пистолета я подписала свой договор, – рассказала женщина.

Тогда она отправилась в банк «Ренессанс», попробовала отказаться от кредита. Но безуспешно:

– Мне ответили, что никакого отношения к кредиту они не имеют. «Мы с вами его не заключали. Это договор с компанией Sonno Bello, которая должна нам отдать деньги».

Четыре пакета с одеялами и наматрасником так и лежат у Галины Шаталовой мертвым грузом. Она все еще надеется от них избавиться. От ее мизерной пенсии в 14 тыс. рублей теперь каждый месяц «отщипывается» по 2 тыс. 180 рублей. И так будет два года.

– Я даже лекарства не могу себе купить, тяну свою пенсию еле-еле, а тут ее еще вот так подрезали, – вздыхает женщина.

В истории есть один пикантный момент. Сама того не ведая, соучастницей обмана бабушки могла стать ее 15-летняя внучка.

В начале осени 2018 года она решила заработать на карманные расходы. Девочке предложили заполнять анкеты. Ее задачей было подходить к людям на улице, рассказывать, что в городе открылся новый и единственный в своем роде магазин и есть возможность поучаствовать в розыгрыше призов от него. За каждую заполненную анкету платили по 30 рублей. В подробности девочка не вникала. Но вскоре родители запретили ей этим заниматься.

– Ей нужно было выяснить фамилию, имя, отчество, возраст и телефон прохожего, а это уже личная информация. Поняв это, мы сразу же запретили ей там работать, – рассказала мать девочки. – Когда моя мама попала в эту контору, ей дали дисконтный билет. Его увидела моя дочь и поняла, что это тот самый дисконт, который она когда-то распространяла. Так Sonno Bello и отбирает себе клиентов.

Волки и овцы

Журналисты РИА «Воронеж» отправились с потерпевшими в тот самый магазин на Среднемосковской. Офис уютный, людей – никого. Везде изображение овечки как символ компании и ее продукции. Пара скучающих дам в офисной одежде попросили говорить потише, поскольку «в зале идет презентация».

Девушка, которую корреспондентам представили как заместителя руководителя, первые пять минут общения была сама любезность.

– Ваше заявление об отказе от нашей продукции принимаем и передаем в юридический отдел, это уже их работа, – почти ласково вещала Наталья. – Дальше мы уже, к сожалению, бессильны.

На вопрос, что за юристы будут рассматривать заявление, ответила:

– Это отдельная юридическая служба, которая расположена в Москве, потому что там головной офис. У нас ведь 45 филиалов по России.

– А как так вышло, что нам обещали рассрочку, а на деле повесили кредит? – спросила Галина Шаталова.

– Но сумма-то по договору не изменилась. Вам сделали скидку в 36 тыс. рублей, – возмутилась в ответ Наталья.

– Как можно было заключить кредитный договор без участия представителей банка? – пошла в атаку дочь потерпевшей.

– У нас есть банки, которые предоставляют нам услуги, – терпеливо объясняла девушка. – С банком есть договоренность, там все договора идут под шаблоном. У меня есть специальная программа, которая помогает заключать такого рода сделки. Банк дал мне право их заключать.

– Почему банк дал кредит бабушке, которой больше 70 лет? Почему не выяснили размер ее пенсии? – напирала дочь Галины Шаталовой.

– Эти вопросы не ко мне, а к банку. Мы у вас заявление приняли, вам не отказали. Если вам что-то не нравится, идите в другую компанию, – потеряла терпение Наталья.

– Верните нам деньги, и мы пойдем.

– Я этого сделать не могу по закону.

– По закону в течение 14 дней мы можем вернуть не понравившийся товар.

– Вы что, на меня втроем навалились? Я по закону должна разговаривать только с бабушкой, которая здесь что-то купила, а вы покиньте помещение. Я вообще-то помощник депутата, – грозно заявила девушка.

На вопрос корреспондента РИА «Воронеж», стала бы она покупать такие одеяла собственной матери за такую цену, Наталья не задумываясь ответила: «Да».

Два парня из ЧОП «Альфа-Черноземье» явились меньше чем через пять минут и стали теснить журналистов, Галину Шаталову и ее дочь к выходу. На мой вопрос, часто ли их сюда вызывают, один из парней кивнул: «Частенько». Потом, правда, пообщавшись с Натальей, передумал: «Иногда только, может, раза три в месяц».

Галина Шаталова намерена обращаться в суд. Не исключено, что обращение будет коллективным – вместе с другими пострадавшими от действий компаний (а таких оказалось немало).

«Грязное белье» компании

В интернете самые дорогие одеяла из натуральной овечьей шерсти оказались в 10 раз дешевле, чем те, что навязали Шаталовой. Что компания работает по всей стране – стало понятно за два клика. Десятки историй в Екатеринбурге, Твери и других городах – как под копирку. Оказалось, в Воронеже такие одеяла еще не самые дорогие – во Владимире, к примеру, кредит на два года на такое же белье от Sonno Bello обошелся не в 2 тыс. 180 рублей, как у Шаталовой, а в 2 тыс. 600 рублей в месяц. Жительница Владимирской области написала на форуме потерпевших от Sonno Bello: «Приглашают в основном людей в возрасте. Профессионально затуманивают мозги и разводят на кредит. Продукция – совсем не стопроцентная шерсть и даже не 70-процентная. У нас в городе было возбуждено несколько судебных разбирательств в адрес подобных ИП, которые постоянно открываются-закрываются».

В ГУ МВД по Воронежской области сообщили, что зарегистрировали всего одно заявление – от женщины 1947 года рождения, которая назвала себя потерпевшей от Sonno Bello.

– По этому заявлению сейчас проводится проверка, в ближайшее время будет принято процессуальное решение. Скорее всего, предложат обратиться в мировой суд, поскольку это гражданско-правовые отношения, – добавили в ведомстве.

«Заманивают и осыпают комплиментами»

– Я работаю в центре, и вокруг – от Среднемосковской до проспекта Труда и Манежной – аккумулируются подобного рода фирмы. За последние четыре года число их выросло, и, соответственно, выросло число обращений ко мне как к защитнику, – рассказала корреспонденту РИА «Воронеж» адвокат Галина Белик.

По словам юриста, схемы по навязыванию ненужных товаров и услуг приблизительно одинаковые – меняются только предложения. Доверчивым жителям «втирают» фильтры для очистки воды за 90 тыс. рублей, подушки за 40 тыс., косметику и лечение за немыслимые деньги.

– Любым путем заманивают, потом осыпают комплиментами и псевдоподарками, а затем демонстрируют товар. Это уже искусство – своего рода шаманство. В группе приглашенных, как правило, всегда есть подставные люди. Чаще – тоже пенсионеры, чтобы вызывать доверие, – отметила Галина Белик.

По ее словам, заключенные договоры становится все тяжелее оспорить:

– Состав мошенничества может быть только в том случае, если договоры составлены неграмотно и очевидны обман потребителя или злоупотребление их доверием. Так было в первые годы, когда договоры были слабо проработаны. Но мы, адвокаты, защищая клиентов и представляя свои доводы в суде, волей-неволей открываем им карты, в чем они ошиблись. И теперь договоры стали более грамотными.

Как распознать обман?

Адвокат Галина Белик назвала два главных признака мошенничества и дала жителям рекомендации.

1. Не дают почитать договор дома. Если сомневаетесь, попросите договор на дом – покажите юристу, посоветуйтесь с членами семьи, разум которых не затуманен уговорами. Если продавцы не дают документы и говорят, что акция проходит последний день и, уйдя, вы потеряете свой шанс на выгодное приобретение, – это мошенничество.

2. Навязывают кредит. Говорите, что деньги есть на карте, вы не хотите брать кредит, а готовы расплатиться наличными. Но хотите все внимательно прочитать и рассмотреть перед покупкой. Как правило, мошенники откажутся: они хотят, чтобы вы взяли кредит. Товар продавцу можно вернуть и потребовать назад свои деньги, а расторгнуть кредитный договор сложнее.

Что делать, если все документы подписаны?

Покупатель все равно вправе расторгнуть договор купли-продажи. По закону, при одностороннем отказе от договора нужно направить досудебное требование продавцу, иначе суд оставит иск без рассмотрения.

В требовании к продавцу обязательно надо указать: перечисление на счет покупателя кредитных денег за товар (с учетом процентов) и возвращение денег наличными или на счет первоначального взноса, полученного от вас. После уведомления продавца о расторжении договора и о том, что товар готовы вернуть, необходимо написать заявление в банк о досрочном погашении кредита и возврате денежных средств в связи с возвратом товара и расторжением договора купли-продажи.

Если грамотно все написать, продавцы «чудо-вещей» увидят, что человек знает свои права, и постараются не доводить дело до суда. Но если в течение месяца или указанного вами в требовании срока ответ не пришел, нужно подать в суд иск к продавцу с требованиями о взыскании уплаченных денежных средств по договору, неустойки или процентов, штрафа и морального вреда. Следует приложить копии всех документов. Банк должен быть третьим лицом. Все судебные расходы также можно взыскать с продавца как с проигравшего ответчика.

По словам юриста, такие дела чаще всего выигрышные, главное – не затягивать. Лучше обратиться к адвокату.

Светлана Андреева, председатель региональной организации Центра защиты прав потребителей:

– К нам постоянно обращаются люди, пострадавшие от такого рода компаний. Приходили и те, кто жаловались на Sonno Bello. Продукция у них – по заоблачным ценам и контрафактная. Во всяком случае, у тех, кто к нам обращался. В этой истории не все так безнадежно. Вот если бы эти одеяла люди купили у «коробейников», которые постучали к ним в дверь, – пиши пропало. А так – фирма, продававшая одеяла, не прячется и существует легально. Постельные принадлежности, посуду, косметику, лекарства вернуть по закону очень сложно, но можно. Однако многие сидят и думают, что раз они что-то там подписали, то уже ничего нельзя отыграть. На это-то и расчет!

Сергей Федотов, адвокат, выигравший дело в отношении ООО «Алия»:

– Все эти ООО, типа Sonno Bello, – многоголовая гидра, которая работает исключительно с людьми предпенсионного и пенсионного возраста. С теми, у кого критический взгляд на вещи, мягко говоря, ослаблен. На мой взгляд, здесь налицо очевидное мошенничество. Мне непонятно, почему правоохранители этого не замечают, а суды игнорируют потерпевших за «отсутствием угрозы охраняемым общественным отношениям».

×

Добавить издание «РИА "Воронеж"» в ваши источники?

Новости из таких источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Добавить

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Больше интересного в вашей ленте
Читайте РИА Воронеж в Дзене

Главное на сайте

Вход
Используйте аккаунты соцсетей
Регистрация
Используйте аккаунты соцсетей
CAPTCHA
Не помню пароль :(
Сообщить об ошибке
Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: