, Воронеж
  • 13973

Обогрели, обобрали. Как воронежской бабушке навязали пледы за 50 тыс рублей

Галина Шаталова не знала, что подписывает кредитный договор.
Обогрели, обобрали. Как воронежской бабушке навязали пледы за 50 тыс рублей Обогрели, обобрали. Как воронежской бабушке навязали пледы за 50 тыс рублей
РИА Воронеж Текст — , фото — Виталий Грасс

РИА «Воронеж» много раз рассказывал о том, как доверчивые воронежские пенсионеры становятся жертвами мошенников. То пожилым людям продают набор кастрюль по цене машины, то после «бесплатного лечения» они оказываются со стотысячными кредитами под 30%. Теперь в редакцию обратилась 71-летняя Галина Шаталова, которая рассказала о сравнительно новой форме обмана стариков. Бабушке с пенсией 14 тыс. рублей в месяц 24 декабря 2018 года навязали комплект белья за 50 тыс. рублей. Как это произошло – в материале РИА «Воронеж».

«Сказали, что меня выбрал компьютер»

Галина Шаталова – профессиональный музыкант: 35 лет учила детей игре на фортепиано. Человек она доверчивый – объясняет это тем, что «всегда находилась в среде порядочных людей». Никогда не брала кредитов – жить в долг женщине кажется некрасивым.

История началась с того, что на остановке Галине Шаталовой сунули «дисконтный билет» с надписью: «Если вы хотите стать участником нашей акции, заполните карточку и передайте ее нашему сотруднику». Женщина, которая предложила билет, была любезной и обаятельной, и бабушка согласилась. После этого начались звонки на мобильник.

– Дескать, меня выбрал компьютер и нужно явиться в офис, чтобы забрать подарок. На выбор – путевку в санаторий или что-то из бытовой техники, – рассказала пенсионерка.

Галина Шаталова долго не поддавалась, но звонившие были настойчивы, и в какой-то момент она поверила в свою удачу. Девушка по ту сторону трубки даже согласилась встретить «счастливицу» на остановке и проводить до офиса.

«Панацея от хворей»

Магазин, в котором продавали продукцию компании Sonno Bello, оказался в самом центре города – в доме №6а по улице Среднемосковской. В помещении, куда привели пенсионерку, сидели еще старики, им устраивали презентацию пледов из так называемой супершерсти. Про выигранную путевку и бытовую технику бабушка напомнить постеснялась.

– Это шерсть из Австралии, она решает кучу проблем со здоровьем, практически панацея от всех хворей. У вас как с давлением и суставами? От вас ничего не требуется, просто посмотрите, – уговаривали ласковые барышни.

– Таких, как я, там оказалось человек пять-шесть, близких мне по возрасту. На кровати лежала стопка пледов. На руки нам надели шерстяные браслетики, пообещали, что к концу презентации у всех нормализуется давление. А если ляжем на такую постель, то суставы мгновенно почувствуют облегчение. Я особо ничего не чувствовала, но не хотелось выглядеть «бесчувственной», согласно кивала: да, мол, полегчало, – рассказала Галина Федоровна.

Ведущая сообщила собравшимся, что им «колоссально повезло»: стоимость комплекта пледов – 86,5 тыс. рублей, но для них и именно сейчас скидка в 36 тыс. рублей, поэтому комплект белья – три пледа, подушка с наволочкой, наматрасник и одеяло – обойдется всего в 50,5 тыс.

– Денег таких, конечно, ни у кого с собой не было. Нас успокоили: берите рассрочку. Подчеркнули: не кредит! Два года будете платить по 2 тыс. 100 рублей в месяц и не заметите даже. Зато помолодеете и выздоровеете! – поделилась воспоминаниями пенсионерка.

И Галина Шаталова согласилась. И не она одна, а еще старушка, сидевшая рядом.

– Эти феи из салона над нами так ворковали, от доброты душевной отправили нас домой на такси, – делилась женщина.

От эйфории бабушка оправилась довольно быстро. Открыла свой подарок, пощупала…

– И поняла: это же синтетика! На презентации я не могла этого почувствовать – продукция-то была тщательно упакована.

Вечером Галину Шаталову ждало еще одно разочарование: приехавшая к ней дочь открыла договор и увидела, что мать подписала не рассрочку, а кредит под 17% с лишним с банком «Ренессанс».

Шило на мыло

– Мы в этот же вечер поехали в магазин, чтобы вернуть «подарки». Но нас грубо вытолкали: «Вы купили, все подписали, никто не заставлял», – рассказала дочь Галины Шаталовой.

На следующий день бабушка снова явилась в магазин и написала заявление о том, что отказывается от навязанной продукции. Ей посоветовали дождаться юриста.

– Через 10 дней ко мне домой и правда пришел юрист и заявил, что в приеме продукции мне отказано. Но утешил: я имею право ее заменить. А зачем мне менять шило на мыло? – рассудила пенсионерка.

Вместо этого она отправилась в общество защиты прав потребителей, где встретила несколько таких же бабушек, пострадавших от Sonno Bello. Она написала заявление губернатору (которое, к слову, зарегистрировали) 14 января 2019 года, а затем пошла за помощью к правоохранителям.

– В полиции заявили, что мошенничества не усматривают: не под дулом же пистолета я подписала свой договор, – рассказала женщина.

Тогда она отправилась в банк «Ренессанс», попробовала отказаться от кредита. Но безуспешно:

– Мне ответили, что никакого отношения к кредиту они не имеют. «Мы с вами его не заключали. Это договор с компанией Sonno Bello, которая должна нам отдать деньги».

Четыре пакета с одеялами и наматрасником так и лежат у Галины Шаталовой мертвым грузом. Она все еще надеется от них избавиться. От ее мизерной пенсии в 14 тыс. рублей теперь каждый месяц «отщипывается» по 2 тыс. 180 рублей. И так будет два года.

– Я даже лекарства не могу себе купить, тяну свою пенсию еле-еле, а тут ее еще вот так подрезали, – вздыхает женщина.

В истории есть один пикантный момент. Сама того не ведая, соучастницей обмана бабушки могла стать ее 15-летняя внучка.

В начале осени 2018 года она решила заработать на карманные расходы. Девочке предложили заполнять анкеты. Ее задачей было подходить к людям на улице, рассказывать, что в городе открылся новый и единственный в своем роде магазин и есть возможность поучаствовать в розыгрыше призов от него. За каждую заполненную анкету платили по 30 рублей. В подробности девочка не вникала. Но вскоре родители запретили ей этим заниматься.

– Ей нужно было выяснить фамилию, имя, отчество, возраст и телефон прохожего, а это уже личная информация. Поняв это, мы сразу же запретили ей там работать, – рассказала мать девочки. – Когда моя мама попала в эту контору, ей дали дисконтный билет. Его увидела моя дочь и поняла, что это тот самый дисконт, который она когда-то распространяла. Так Sonno Bello и отбирает себе клиентов.

Волки и овцы

Журналисты РИА «Воронеж» отправились с потерпевшими в тот самый магазин на Среднемосковской. Офис уютный, людей – никого. Везде изображение овечки как символ компании и ее продукции. Пара скучающих дам в офисной одежде попросили говорить потише, поскольку «в зале идет презентация».

Девушка, которую корреспондентам представили как заместителя руководителя, первые пять минут общения была сама любезность.

– Ваше заявление об отказе от нашей продукции принимаем и передаем в юридический отдел, это уже их работа, – почти ласково вещала Наталья. – Дальше мы уже, к сожалению, бессильны.

На вопрос, что за юристы будут рассматривать заявление, ответила:

– Это отдельная юридическая служба, которая расположена в Москве, потому что там головной офис. У нас ведь 45 филиалов по России.

– А как так вышло, что нам обещали рассрочку, а на деле повесили кредит? – спросила Галина Шаталова.

– Но сумма-то по договору не изменилась. Вам сделали скидку в 36 тыс. рублей, – возмутилась в ответ Наталья.

– Как можно было заключить кредитный договор без участия представителей банка? – пошла в атаку дочь потерпевшей.

– У нас есть банки, которые предоставляют нам услуги, – терпеливо объясняла девушка. – С банком есть договоренность, там все договора идут под шаблоном. У меня есть специальная программа, которая помогает заключать такого рода сделки. Банк дал мне право их заключать.

– Почему банк дал кредит бабушке, которой больше 70 лет? Почему не выяснили размер ее пенсии? – напирала дочь Галины Шаталовой.

– Эти вопросы не ко мне, а к банку. Мы у вас заявление приняли, вам не отказали. Если вам что-то не нравится, идите в другую компанию, – потеряла терпение Наталья.

– Верните нам деньги, и мы пойдем.

– Я этого сделать не могу по закону.

– По закону в течение 14 дней мы можем вернуть не понравившийся товар.

– Вы что, на меня втроем навалились? Я по закону должна разговаривать только с бабушкой, которая здесь что-то купила, а вы покиньте помещение. Я вообще-то помощник депутата, – грозно заявила девушка.

На вопрос корреспондента РИА «Воронеж», стала бы она покупать такие одеяла собственной матери за такую цену, Наталья не задумываясь ответила: «Да».

Два парня из ЧОП «Альфа-Черноземье» явились меньше чем через пять минут и стали теснить журналистов, Галину Шаталову и ее дочь к выходу. На мой вопрос, часто ли их сюда вызывают, один из парней кивнул: «Частенько». Потом, правда, пообщавшись с Натальей, передумал: «Иногда только, может, раза три в месяц».

Галина Шаталова намерена обращаться в суд. Не исключено, что обращение будет коллективным – вместе с другими пострадавшими от действий компаний (а таких оказалось немало).

«Грязное белье» компании

В интернете самые дорогие одеяла из натуральной овечьей шерсти оказались в 10 раз дешевле, чем те, что навязали Шаталовой. Что компания работает по всей стране – стало понятно за два клика. Десятки историй в Екатеринбурге, Твери и других городах – как под копирку. Оказалось, в Воронеже такие одеяла еще не самые дорогие – во Владимире, к примеру, кредит на два года на такое же белье от Sonno Bello обошелся не в 2 тыс. 180 рублей, как у Шаталовой, а в 2 тыс. 600 рублей в месяц. Жительница Владимирской области написала на форуме потерпевших от Sonno Bello: «Приглашают в основном людей в возрасте. Профессионально затуманивают мозги и разводят на кредит. Продукция – совсем не стопроцентная шерсть и даже не 70-процентная. У нас в городе было возбуждено несколько судебных разбирательств в адрес подобных ИП, которые постоянно открываются-закрываются».

В ГУ МВД по Воронежской области сообщили, что зарегистрировали всего одно заявление – от женщины 1947 года рождения, которая назвала себя потерпевшей от Sonno Bello.

– По этому заявлению сейчас проводится проверка, в ближайшее время будет принято процессуальное решение. Скорее всего, предложат обратиться в мировой суд, поскольку это гражданско-правовые отношения, – добавили в ведомстве.

«Заманивают и осыпают комплиментами»

– Я работаю в центре, и вокруг – от Среднемосковской до проспекта Труда и Манежной – аккумулируются подобного рода фирмы. За последние четыре года число их выросло, и, соответственно, выросло число обращений ко мне как к защитнику, – рассказала корреспонденту РИА «Воронеж» адвокат Галина Белик.

По словам юриста, схемы по навязыванию ненужных товаров и услуг приблизительно одинаковые – меняются только предложения. Доверчивым жителям «втирают» фильтры для очистки воды за 90 тыс. рублей, подушки за 40 тыс., косметику и лечение за немыслимые деньги.

– Любым путем заманивают, потом осыпают комплиментами и псевдоподарками, а затем демонстрируют товар. Это уже искусство – своего рода шаманство. В группе приглашенных, как правило, всегда есть подставные люди. Чаще – тоже пенсионеры, чтобы вызывать доверие, – отметила Галина Белик.

По ее словам, заключенные договоры становится все тяжелее оспорить:

– Состав мошенничества может быть только в том случае, если договоры составлены неграмотно и очевидны обман потребителя или злоупотребление их доверием. Так было в первые годы, когда договоры были слабо проработаны. Но мы, адвокаты, защищая клиентов и представляя свои доводы в суде, волей-неволей открываем им карты, в чем они ошиблись. И теперь договоры стали более грамотными.

Как распознать обман?

Адвокат Галина Белик назвала два главных признака мошенничества и дала жителям рекомендации.

1. Не дают почитать договор дома. Если сомневаетесь, попросите договор на дом – покажите юристу, посоветуйтесь с членами семьи, разум которых не затуманен уговорами. Если продавцы не дают документы и говорят, что акция проходит последний день и, уйдя, вы потеряете свой шанс на выгодное приобретение, – это мошенничество.

2. Навязывают кредит. Говорите, что деньги есть на карте, вы не хотите брать кредит, а готовы расплатиться наличными. Но хотите все внимательно прочитать и рассмотреть перед покупкой. Как правило, мошенники откажутся: они хотят, чтобы вы взяли кредит. Товар продавцу можно вернуть и потребовать назад свои деньги, а расторгнуть кредитный договор сложнее.

Что делать, если все документы подписаны?

Покупатель все равно вправе расторгнуть договор купли-продажи. По закону, при одностороннем отказе от договора нужно направить досудебное требование продавцу, иначе суд оставит иск без рассмотрения.

В требовании к продавцу обязательно надо указать: перечисление на счет покупателя кредитных денег за товар (с учетом процентов) и возвращение денег наличными или на счет первоначального взноса, полученного от вас. После уведомления продавца о расторжении договора и о том, что товар готовы вернуть, необходимо написать заявление в банк о досрочном погашении кредита и возврате денежных средств в связи с возвратом товара и расторжением договора купли-продажи.

Если грамотно все написать, продавцы «чудо-вещей» увидят, что человек знает свои права, и постараются не доводить дело до суда. Но если в течение месяца или указанного вами в требовании срока ответ не пришел, нужно подать в суд иск к продавцу с требованиями о взыскании уплаченных денежных средств по договору, неустойки или процентов, штрафа и морального вреда. Следует приложить копии всех документов. Банк должен быть третьим лицом. Все судебные расходы также можно взыскать с продавца как с проигравшего ответчика.

По словам юриста, такие дела чаще всего выигрышные, главное – не затягивать. Лучше обратиться к адвокату.

Светлана Андреева, председатель региональной организации Центра защиты прав потребителей:

– К нам постоянно обращаются люди, пострадавшие от такого рода компаний. Приходили и те, кто жаловались на Sonno Bello. Продукция у них – по заоблачным ценам и контрафактная. Во всяком случае, у тех, кто к нам обращался. В этой истории не все так безнадежно. Вот если бы эти одеяла люди купили у «коробейников», которые постучали к ним в дверь, – пиши пропало. А так – фирма, продававшая одеяла, не прячется и существует легально. Постельные принадлежности, посуду, косметику, лекарства вернуть по закону очень сложно, но можно. Однако многие сидят и думают, что раз они что-то там подписали, то уже ничего нельзя отыграть. На это-то и расчет!

Сергей Федотов, адвокат, выигравший дело в отношении ООО «Алия»:

– Все эти ООО, типа Sonno Bello, – многоголовая гидра, которая работает исключительно с людьми предпенсионного и пенсионного возраста. С теми, у кого критический взгляд на вещи, мягко говоря, ослаблен. На мой взгляд, здесь налицо очевидное мошенничество. Мне непонятно, почему правоохранители этого не замечают, а суды игнорируют потерпевших за «отсутствием угрозы охраняемым общественным отношениям».

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: