Специалисты государственной жилищной инспекции (ГЖИ) Воронежской области зафиксировали более 10 тыс. обращений граждан за шесть месяцев 2018 года. Чаще всего у воронежцев возникали претензии к состоянию многоквартирных домов, сообщила врио главы ведомства Диана Гончарова на пресс-конференции в понедельник, 9 июля.
Жалобы, связанные с неудовлетворительным техническим состоянием многоквартирных домов, составили почти половину обращений (4,7 тыс.). Вторым по актуальности стал вопрос о платежах за жилищно-коммунальные услуги (2,7 тыс. обращений). На третьем месте оказались жалобы на качество предоставления коммунальных услуг, связанные с температурой горячей воды, отоплением (1,6 тыс. обращений).
По словам Дианы Гончаровой, доверие жителей региона к государственной жилищной инспекции за последние годы существенно выросло, что свидетельствует об эффективности работы сотрудников инстанции. Если в 1999 году было зафиксировано всего 61 заявление, в 2009-м – около 1 тыс., то в 2017-м количество обращений увеличилось до 21 тыс. Вместе с тем жители Воронежа и области стали реже писать обращения на имя президента, в правительство и иные госструктуры.
Кроме того, снизилось количество обращений по вопросам двойных платежек. Спорных домов, где зафиксировано двойное управление, в Воронеже осталось не больше десяти.
– Этому способствовали изменения, внесенные в Жилищный кодекс в декабре 2017 года. Согласно поправкам, управляющая организация может приступить к правлению домом только с даты включения в реестр лицензии субъекта РФ. Если жильцы оплатили коммунальные услуги прежней УК после того, как новая управляющая организация была внесена в реестр, они не обязаны платить снова. Взыскивать денежные средства новая УК обязана с предыдущей управляющей организации самостоятельно. А это уже спор юридических лиц, и никакого отношения к нему жильцы иметь не должны, – отметила Диана Гончарова.
Заметно снизилось количество обращений, связанных с ненормативным выставлением платежей за общедомовые нужды (ранее споров на эту тему было достаточно много). В 2018 году только 22% обращений были связаны с неправомерно завышенными счетами за ОДН. После 360 внеплановых проверок, проведенных специалистами ГЖИ, 170 управляющих организаций и ТСЖ получили предписания.
Диана Гончарова затронула тему самоуправства со стороны УК. В последнее время управляющие организации стали применять к злостным неплательщикам новые методы – например, устанавливать заглушки на канализацию без ведома хозяина квартиры. Подобные меры являются незаконными.
– Есть несколько технологий, которые УК склонны применять в отношении неплательщиков. Как правило, такие меры радикальны и ведут к скандалам. То же прекращение услуги по канализованию может принести значительный вред, вплоть до вспышки инфекционных заболеваний в доме, особенно в летний период. Единственный правомерный вариант работы с неплательщиками – это добиться оплаты в судебном порядке. Кроме того, этот метод может восприниматься как способ давления на гражданина. А в таком случае правоохранительные органы могут расценивать его как самоуправство со стороны УК, – прокомментировала Диана Гончарова.