Новости

Культура

В ВЦСИ выставили волосы вампиров и старые резиновые тапки

, Воронеж , текст — Софья Успенская , фото — Софья Успенская
  • 2389
В ВЦСИ выставили волосы вампиров и старые резиновые тапки

На выставке «Бестиарий» молодые художники представили свое видение современных чудовищ.

В Воронежском центре современного искусства в рамках фестиваля "Чернозем" открылась очередная выставка. Смешав китч с классикой, а современное искусство с народным, организаторы фестиваля на этот раз ищут средневековые мотивы в современном концептуализме.

Вдохновением для выставки «Бестиарий» послужили одноименные средневековые сборники зоолого-нравоучительных статей о чудовищах. Молодые художники из ВЦСИ решили составить свой, только о современных чудовищах.

– Бестиарии мало могли поведать об устройстве живого мира, зато много – о страхах, желаниях, умалчиваниях своего времени. Перечень фантастических тварей служил аллегорическим словарем для его интерпретации. Современное мироустройство также порождает свои аномалии: антропологические, природные, экономические, научные или массмедийные. Художник неустанно ищет такие незапланированные избыточности, почти незаметные сбои, мутации.
Илья Долгов, куратор выставки.

«Это выставка об ангелах и чудовищах», – анонсировали выставку ее кураторы. На открытии выставки обнаружилось, что ни одного ангела здесь нет. Даже голуби из очаровательных воркующих птичек превратились в красноглазых монстров, "крылатых крыс", наводящих ужас разносчиков болезней.

– Так получилось, что на финише мы остались с одними чудовищами, – пояснил куратор выставки Илья Долгов. – Однако это вселяет надежду на будущее.

Часть работ для «Бестиария» нашли, часть выполнили на заказ специально к выставке, в любом случае, самая старая из них датируется 2011 годом. Как и планировалось, все они о мутациях и страхах, о социальных, политических и ментальных гибридах, о том, что мы все так любим и так боимся. Участвуют в проекте авторы из разных стран: Иван Горшков из Воронежа, группировка ЗИП из Краснодара, Таус Махачева, работающая в Махачкале, Москве и Лондоне и еще несколько художников Москвы.

С порога арт-объекты могут показаться странными – инсталляция из старых резиновых тапок, железный монстр, покрашенный сиреневой краской, еж из металлических труб, названный автором «пылинкой-туристом»…

– Все эти работы не рассчитаны на чувственное восприятие, только на интеллектуальное. Без рассказа художника они не работают.
Алексей Горбунов, директор галереи ХЛАМ.

На выставке представлены скульптуры, живопись, графика, видео-арт, инсталляция. Рядом с каждой работой – табличка с длинным объяснением, «что хотел сказать автор» и о чем следует подумать над этой «стъянной констъюкцией». Некоторые дешифровать сложно, а некоторые – вполне понятны.

Так, например, Роман Мокров из города Электроугли фиксирует типизированные сцены жизни постсоветских спальных районов. На покрытую кафелем стену транслируется его видео: три девушки в народных костюмах отплясывают кадриль в сером дворе типичной убитой "хрущевки", на фоне грязной, разваливающейся детской площадки. Чудовищная, но точная аллегория того, как принято у нас в стране «украшать» действительность: «официозная, лубочная, псевдонародная музыка – это то, что хотели бы выдать за реальность устроители «дней города» и прочих праздников патриотического самосознания».

Художницы Маша Ру и Ольга Ганджа анализировали записи с камер наблюдения на знаменитой Abbey road и воспроизводили на фото запечатленные на них моменты падения, размышляя о том, «что такое видеть и что такое взгляд», каким образом системы видеонаблюдения, задуманные в целях безопасности, делают человека незащищенным и уязвимым перед всевидящим оком камер.

Иван Горшков обращается к своей излюбленной теме, создавая чудовищ из обломков бетона и покореженного металла. Жуткий тип в старом пальто, по замыслу художника, становится «неудачной версией» человека, подобной тем, которые в языческих сказаниях получались у богов до того, как человек наконец удался. Еще одно похожее существо встречает посетителей у входа на выставку.

Художница Ксения Сорокина перерисовывает офорты Дюрера – портреты, ангельские женские головки – оставляя их без лица. Центром новых портретов становятся волосы, мертвая часть организма, наводящая ужас, «нелепый неуничтожимый остаток», напоминающий о вампирах и некромантах.

Выставку можно будет посмотреть до 15 ноября в Воронежском центре современного искусства (ВЦСИ) на пр.Революции, 29.

пн, вт. — выходные дни

ср. – вс. с 17.00 до 21.00

ВХОД

Используйте аккаунты соцсетей

РЕГИСТРАЦИЯ

Используйте аккаунты соцсетей
CAPTCHA

Не помню пароль :(