Государственная инспекция историко-культурного наследия отметила свой 40-летний юбилей в пятницу, 31 августа.

Подразделение, которое изначально называлось производственной группой по охране и эксплуатации памятников, создали в Воронежской области 31 августа 1978 года. Его сотрудники искали объекты, представляющих культурную ценность, составляли учетную документацию, готовили постановления о принятии выявленных памятников под госохрану. В 2015 году полномочия по госохране, сохранению, использованию, популяризации и надзору перешли к управлению по охране объектов культурного наследия Воронежской области.

KIR_3964.jpg

– Однажды занявшись охраной памятников, оставиться трудно. Это работа творческая – ни одно принятое решение нам не пришлось применить в неизменном виде к другому объекту. Дело, которым мы занимаемся, имеет колоссальное значение для сохранения нашей аутентичности и России в широком смысле. Когда мы были в начале пути, главными вопросами были нехватка денег и специалистов. Сейчас принято хорошее законодательство, нормативная база. Но живое общение бесценно: важно встречаться друг с другом и не терять энтузиазма, без которого наша работа невозможна, – сказала Татьяна Старцева, руководившая организацией со дня создания и до 2015 года.

KIR_4003.jpg

Сегодня госинспекцию историко-культурного наследия возглавляет Андрей Домбровский.

В середине 1980-х – начале 1990-х годов сотрудники двух воронежских вузов – ВГУ и Воронежского инженерно-строительного института – объехали всю Воронежскую область, чтобы составить свод памятников культуры. Большую работу проделали Александр Акиньшин, Лариса Кригер, Павел Попов.

– Мы изучали архивные документы, историческую литературу, а затем в каждом населенном пункте общались с жителями, просили показать старинные здания. Как правило, это были церкви и усадьбы. Кроме того, мы зарегистрировали более 400 памятников войны. По результатам этой работы вышли книги сводов объектов культурного наследия, которые находятся на территории области. Но своды памятников Рамонского и Новоусманского районов, где огромное количество усадеб, так и не были тогда опубликованы. Сейчас эту работу надо проводить заново, и многое для этого уже делают студенты-волонтеры, – рассказал Павел Попов.

KIR_3995.jpg

В 1990-х годах краевед опубликовал свод объектов культурного наследия города Воронежа. Более 300 памятников охраняются государством, а всего в областном центре до 500 исторических объектов. По словам Попова, внести объект в список охраняемых памятников непросто. Ходатайствующая общественная организация должна сама сделать первичную документацию, затем проводится государственная экспертиза.

– Хотелось бы, чтобы с объектами культурного наследия могли работать волонтеры. Сейчас закон это запрещает, хотя добровольцы могли бы многое сделать для сохранения памятников культуры. Мы видим, как участники фестиваля «Том Сойер Фест» возвращают первоначальный облик старинному зданию, которому больше 100 лет, – дому №20 на улице Таранченко. Волонтеры планировали также покрасить фасад Дома с мезонином на Никитинской, 2, но им не разрешили из-за статуса объекта культурного наследия. Сегодня прошло заседание общественного научно-экспертного совета при управлении по охране культурного наследия, на котором шла речь о наметившемся сотрудничестве с волонтерами. Будем надеяться, что оно получит развитие, – рассказала краевед Ольга Рудева.

KIR_3835.jpg

Врио заместителя губернатора Воронежской области Евгений Юрченко, курирующий регуправление по охране объектов культурного наследия, поздравил всех, кто причастен к охране памятников истории и культуры.

– У каждой профессии существует свой идеал. В фильме «Белое солнце пустыни» мы видим идеал хранителя музея, который спасает главных героев, показав им старинные рукописи, где обозначен подземный ход к морю. И когда бандиты нападают на храм, построенный во времена Тамерлана, искусствовед выходит к ним с иконой и древним кувшином. Его убивают, прострелив икону. Так, не имея оружия, но имея доверие народа, люди, причастные к охране культурного наследия, сохраняют то, что создано руками наших предков, что несет в себе дух времени, – отметил Евгений Юрченко.

KIR_4030.jpg

Благодарственными письмами управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области награждены Татьяна Старцева, Андрей Домбровский, Марина Лылова, Виктор Ковалевский.

Справка РИА «Воронеж»

Декрет «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» вышел 19 сентября 1918 года. Но спасать культурные ценности из заброшенных помещичьих имений сотрудники Воронежского губернского отдела народного образования начали еще в июле 1918 года. Многие ценности погибли, часть экспонатов забрали в столичные музеи, другие остались в Воронеже, Острогожске и уездных музеях.

В 1930 году начался разгром краеведческого движения, по знаменитому «Делу краеведов ЦЧО» было привлечено более 90 человек – приверженцев старой культуры. Памятники культуры в области разрушались, закрывались храмы и монастыри.

Большой урон культурному наследию нанесла Великая Отечественная война. Но сразу после освобождения Воронежа, в 1943 году, был составлен «Перечень зданий по городу Воронежу, находящихся на учете как исторические памятники». В него включены Троицкий собор, Митрофановский монастырь, Богоявленская, Успенская, Пятницкая и другие церкви, Дом Тулинова, Дом Вигеля и другие.

С 1949 года в Воронеже предпринимались попытки восстановления государственной системы сохранения историко-культурного наследия. Наконец, 31 августа 1978 года решением областного Совета депутатов создана производственная группа по охране и эксплуатации памятников.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».