Вчера в Воронеже стартовал фестиваль «Границы музыки» - в первый год своего существования он проходит как «фестиваль в фестивале», включенный в программу «Чернозема». Музыку здесь исследуют как вид современного искусства – иногда столь же неоднозначного, как концептуальные выставки или наивное искусство.
Название фестиваля следует понимать буквально: по замыслу его организаторов, вся его программа призвана представить многообразие существующих образов музыкальной мысли. «Тема музыкальной концепции фестиваля — «Музыка за пределами музыки» — обзор ситуаций, в которых музыкальный словарь расширяется за счет перформативных или визуальных средств. Как музыкальное произведение работает прежде всего во взаимодействии с другими знаковыми системами — текстом, изображением, жестом», – так анонсируют событие его создатели.
– Проблема донесения современной музыки до аудитории в том, что она сама часто закрывается где-то, считая себя слишком сложной или элитарной. Но на самом деле есть много людей, которые это хорошо воспринимают, – считает кукратор музыкальной программы «Чернозема» Ярослав Борисов.
Открыл фестиваль концерт-перформанс «Проекция. Музыка и видео» – в одной программе кураторы фестиваля собрали пять неоднозначных произведений, в которых слушателям предлагается найти музыку в самых неожиданных шумовых композициях.
– Часто в дискуссиях, в разговорах о современной музыке звучат обвинения: «Да это вообще не музыка», и сегодняшний концерт отчасти описывает разные точки зрения на то, что есть музыка.
Концерт открылся работой композитора Майкла Гордона «Light is calling» – гипнотический саундтрек, напоминающий одновременно восточную музыку для медитации, шотландскую волынку (хотя соло исполняется на виолончели), академический минимализм, и ученические гаммы – представляет собой бесконечную мелодию, непрерывно идущую вверх и теряющуюся где-то в пределах высокого регистра. Все это сопровождается странным видеорядом, где абстрактные картины словно смешиваются с кусочками старых фотографий – рождается завораживающее 8-минутное кино.
Перфоманс Елены Рыковой «Зеркало Галадриэль» - пожалуй, самое необычное музыкальное произведение программы. Оно начинается с того, что двое высыпают на теннисный стол горсть шишек и начинают водить между ними руками, двигать эти шишки по столу, скрести ими по поверхности стола, стучать и проделывать другие манипуляции. Понятия играть (на музыкальном инструменте) и играть (в какую-то странную игру) смешиваются. Но в какой-то момент этого 12-минутного двиганья шишек зритель начинает улавливать ритм, затем ритм превращается в целую историю: шум дождя, гром – стук и скрип шишек действительно превращается в музыку. Это cочинение было отобрано в финал самого крупного международного конкурса композиции «Гаудеамус» в Утрехте, Нидерланды.
В пьесе «Новый национальный гимн России» композитор Антон Васильев переводит текст в музыку — и получает звучащий целиком на огромной скорости текст Российской конституции.
Произведение Дениса Хорова «Мама» поначалу звучит как безумно раздражающая попытка наиграть на фортепиано какой-то смутно знакомый мотив. Сам Антон Васильев рассказывал как-то, что именно так его мама пыталась подобрать на пианино «Подмосковные» вечера, начиная все время не с той ноты. В результате мелодия наконец начинает вырисовываться, а пьеса уже не раздражает, а трогает.
Интересно в этой подборке то, что произведения, хотя и неоднозначные, тем не менее являются участниками и лауреатами различных международных фестивалей.
– С одной стороны мы здесь заходим на территорию эксперимента, а с другой – все это исполнители уже признанные.