На майских праздниках воронежцев ждала обширная досуговая программа, и около 40 горожан выбрали бесплатную экскурсию «Воронежские катакомбы». Ее провела известный краевед Ольга Рудева и экологический активист Алексей Саниев.
Встречу назначили на набережной Воронежского водохранилища, у пристани. Как раз в этом месте находятся подземные ходы. Желающих узнать о воронежском подземелье было так много, что они окружили экскурсоводов плотным кольцом.
Встречу приурочили 32-летию появления котлована Дворца пионеров, нынешнего Дворца творчества детей и молодежи. Когда его рыли, обнажилась часть катакомб.
- Это была огромная оранжевая яма. В ней находились три конструкции высотой с десяток метров каждая, по форме напоминающие грибы. На одном из «грибов» стояла шестиугольная беседка. Зрелище было необычное. Жалею, что тогда ничего не сфотографировала. Я была беременна, до родов оставалось неделя, - оправдывается лидер экскурсионного сообщества «Воронеж. Пешком» Ольга Рудева.
По ее словам, в катакомбах было сухо и чисто, а свежий воздух обеспечивала сложная система вентиляции.
- Это было фантастическое место. Но там не было холодно и сыро, не было крыс и мышей. То есть того, что показывают в фильмах ужасов про подземелье, там не было. Зато во времена таяния снега зимой в катакомбах нарастали ледяные сталактиты и сталагмиты – жутковато. А однажды я повела на экскурсию по подземелью иностранцев. И вдруг мы увидели мерцающий огонек, который движется на нас. Я очень сильно испугалась, но вида не подала. Оказалось, что это были такие же любители приключений,В конце 80-х и начале 90-х годов прошлого века все воронежские мальчишки говорили о катакомбах, а самые смелые решались их исследовать. Среди них автор проекта Большой Воронежской экотропы Алексей Саниев.
- Мы заходили в подземелье через лестницу, которая шла вверх. Там была дверь с четырьмя засовами, как в бомбоубежищах. Дверь была вся прострелена – мы насчитали около 70 пробоин, в некоторых из которых застряли пули. Стреляли из пулемета на уровне лица. Далее шло три караульных помещения. Там стояли кровати и остатки другой металлической мебели, так как вынести это было невозможно. Глубже шла винтовая лестница. Интересно, что на этой лестнице почти мистически не горели свечи. Видимо, на ней было слишком влажно из-за талых вод. В коридоре было много комнат с коричневым кафелем. Все было сухо, сохранность объекта уникальная. Дальше был коридор и второй вход, дальше было все засыпано желтым песком. Все заканчивалось подорванными балками. И хотя сейчас все это засыпано, я уверен, что внутри все цело, - рассказал на экскурсии Алексей.
Согласно основной версии, под нынешним Дворцом творчества детей и молодежи располагался учебный пункт ПВО, капитально сооруженный из бетона. Документальных свидетельств этому найти не удается, и, хотя срок секретности давно прошел, эти документы пока не обнародовали.
Система проводов и передатчиков в подземелье служила для обучения бойцов. Согласно свидетельству одного из пожилых жителей Воронежа, после войны прямо у набережной были огромные ворота, ведущие в подземный гараж для военных машин.
В 80-х годах прошлого столетия Комитет государственной безопасности решил ликвидировать объект и взорвал катакомбы в нескольких местах. Взрыв пробил своды, из-за чего часть ходов засыпало песком. В местах разрывов обнажилась старинная красная кирпичная кладка. Это означает, что военный объект оборудовали на базе более ранних подземных сооружений. А вот что было под центром Воронежа до учебного пункта ПВО, история, к сожалению, умалчивает.
Алексей Саниев рассказал, что артефактов в катакомбах мальчишки находили немного. Кроме пуль на двери, ребята нашли третий знак классности. Видимо, его обронил кто-то из бойцов.
- По моей версии, в годы Второй мировой войны в подземелье располагался штаб командующего Брянским фронтом Семена Тимошенко. Штаб находился в катакомбах около Чернавского моста перед тем, как Воронеж был захвачен фашистами. То есть до того, как был сформирован Воронежский фронт. Здесь был узел связи. Пули в двери, скорее всего, из-за того, что в фойе шел бой. Возможно, что во время обороны города какой-то гарнизон оставался в подземелье, и его штурмовали, - рассказал Алексей.
Старожилы говорят, что воронежское подземелье имеет не менее трех этажей. Правда, когда мальчишки туда лазили, эти этажи были уже недоступны.
Далее экскурсионная группа поднялась на Острожный бугор, который теперь называется площадью Детей.
Со смотровой площадки у Дворца творчества детей и молодежи участник экскурсии Евгений, который тоже бывал в катакомбах, показал торчащие из земли на спуске плиты. Там и был вход в подземелье.
- Сам я лазил не очень глубоко, и мы старались брать с собой веревки, которые кто-то из ребят держал снаружи, чтобы не заблудиться. А вот мой одноклассник Дмитрий был одержим исследованием катакомб. Он каждый день лазил под землю, и в школьном портфеле, кроме учебников и тетрадок, Димка носил фонарик и веревки. Он знал все выходы и рассказывал, что если свернуть в подземелье не туда, то идти придется долго, и выйдешь очень далеко. А в 90-е годы мы однажды погнались за одним парнем в районе улицы Детей, а он потом вышел у Кольцовского сквера. Помню, как в начале 90-х в Воронеже выходили газеты, где сообщалось, что якобы в воронежском подземелье находится древний город, и по ночам на поверхность выходят его жители, у которых очень белая кожа от недостатка солнца. Конечно, это было забавно читать, - рассказал 36-летний Евгений, который вырос в центре Воронежа.
В середине 90-х в катакомбах начали собираться наркоманы, и сначала входы заварили решеткой, а потом и вовсе засыпали. По мнению Ольги Рудевой, у тех, кто засыпал катакомбы, не возникло мысли, что подземелье является ценным для города местом, которое можно превратить в арт-объект.
- Я уверен, что и сейчас вполне реально откопать входы в катакомбы. Само сооружение наверняка находится в идеальном состоянии, так как построено оно было капитально. У меня мечта: сделать в катакомбах музей обороны Воронежа, так как Город воинской Славы нуждается в таком музее, а сам объект имеет военную историю,