Пианист Жак Террассон производит впечатление счастливого человека. По его словам, он всю жизнь занимается любимым делом – сочиняет и играет музыку, свободное время проводит на тропических берегах, а единственное, что ему в тягость – постоянные перелеты и переезды. Автор многих сочинения, единственным своим серьезным произведением считает двух детей. Можно было бы заподозрить, что музыкант что-то не договаривает, однако в ходе концерта убеждаешься, что Террассон, скорей всего, говорит правду: его игра легка, игрива и жизнеутверждающая, хотя при необходимости может быть достаточно драматичной и сентиментальной.
Жаки (Джеки) выглядит как типичный француз, как мы их себе представляем: невысокий, смуглый, черноглазый, с гнездом черных вьющихся волос. Француженкой была мать Жаки, отец – американцем, а родился будущий пианист мирового класса в Берлине. Музыкальное образование получил в США, в Беркли-колледже. Там же в Штатах приобрел определенную известность, сначала как один из музыкантов легендарной джазовой певицы Бетти Картер, впоследствии – как самостоятельная величина. Уже вскоре после дебютного альбома Террассон был назван одним из тридцати музыкантов, которые изменят американскую музыку ближайших десятилетий.
Правда, американской музыкой Жаки не ограничился: сейчас он является одной из заметных фигур мировой джазовой сцены. Много времени проводит и записывает свои альбомы на родине матери, во Франции. Терриссон известен своей «всеядностью»: в его репертуаре и авторские прочтения французских композиторов (Дебюсси, Сати, Равель), и авангардные эксперименты, и даже эстрадные песни разных десятилетий в джазовой обработке.
По словам музыканта, у него есть композиция по мотивам песни Джастина Бибера. Если это и семейная легенда, то весьма правдоподобная.
- Моей дочери, как и многим в ее возрасте, нравится Бибер. Она слушает его песни тысячи раз подряд. Устав выносить это, я написал к самой популярной их них такую музыку, какую сам могу выносить, - рассказал Жаки.
В Воронеж пианист приехал из Нижнего Новгорода. Утверждает, что был весьма впечатлен Волгой, и уверен, что эти впечатления станут основой одной из новых композиций. Как пояснил музыкант, российское турне проходит в поддержку его свежего альбома «Gouache» («Гуашь»), поэтому и программа концерта состоит в основном из недавних работ. «Гуашь», судя по представленным в Интернете фрагментам – довольно спокойное, мелодичное произведение.
И концертную программу трио Террассона начало с вариаций на темы мягкой танцевальной музыки. Потом, усыпив бдительность аудитории узнаваемыми цитатами, Жаки дал волю авангардизму: с пулеметной скоростью игры, с постоянными сменами тема и окраса музыки, с резкими, режущими уши слушателей элементами. А в один из моментов он просто встал из-за инструмента, ушел к заднику сцены и там сел на пол. Следующие двадцать минут продолжалось африканское соло на ударных. После этого никто из зрителей не удивился, когда узнал, что чернокожего ударника трио зовут Чак Тайсон.
Но чтобы не было поводом для композиции, главная особенность игры Террассона – то, что он словно бы «проваливается» в каждую композицию. Начав с легкой мелодии, вдруг, уводит ее в сторону и играет продолжительный экспрессивный эпизод, потом возвращается к началу. Или среди величественного «классического» фрагмента начинает дурачиться и вплетать в него нечто легкомысленное. Пожалуй, это можно сравнить с тем, как человек, насвистывая любимую или просто привязавшую мелодию, в это время решает сложную задачу, или принимает трудное решение, или размышляет над важной проблемой. Или наоборот – в пафосный и величественный момент жизни вдруг вспоминает глупый анекдот и не может не рассмеяться.
Сегодня, 31 мая, Жаки Террассон пообщается в книжном клубе «Петровский» со студентам джазового отделения Воронежского музучилища. Но один совет молодым музыкантам он дал вчера незадолго до концерта: «Уйти из своей зоны комфорта, делать не только то, что хорошо получается, делать то, что трудно, но хочется научиться». Попробуем.