Левобережный районный суд города Воронежа 19 сентября вынес приговор по резонансному делу, фигурантом которого стал 28-летний сотрудник ДПС Сергей Зеленин. Он признан виновным в нарушении правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч.1 ст. 264 УК РФ).

История началась утром 28 февраля 2012 года. Около 9 утра на перекрестке Ленинского проспекта и улицы Брусилова в районе остановки «Ильича» машина дорожно-патрульной службы сбила 20-летнюю Елену Зотову – студентку архитектурно-строительного университета. Девушка в тяжелом состоянии была доставлена в реанимацию больницы «Электроника». За рулем служебной машины ДПС «Дэу Нексия» находился лейтенант полиции Сергей Зеленин, который ехал с коллегой после ночной смены.

Найти свидетелей

– Свидетели, откликнитесь! Дочь в реанимации в тяжелом состоянии. Черепно-мозговая травма, перелом ключицы. По некоторым источникам, в протоколе уже написано, что дочь сбита на центре перекрестка! Бред полнейший. Сбить могли только на пешеходном переходе, – написал папа Лены Михаил Кругликов в тот же вечер в Интернете.

Он обратился за помощью к воронежцам, чтобы найти свидетелей того, как дочку сбил автомобиль ДПС.

Сейчас Михаил Кругликов говорит, что само ДТП, а также дальнейшие события в ходе следствия и судебного разбирательства оказались зеркалом нравов «системы, которая своих не сдает».

Родные и друзья Лены организовали то, что обычно люди, оказавшиеся в подобной ситуации, никогда не делают – они взяли под контроль работу правоохранительных органов. Заниматься этим было непросто – Лена долгое время провела в реанимации. Родители и муж Саша (за полгода до аварии девушка вышла замуж) круглосуточно дежурили у кровати Лены. Травмы оказались серьезными, но врачи говорили, что могло бы быть намного хуже. Лене повезло, что от удара она приземлилась на клумбу, и снег смягчил падение.

Однако после призыва Михаила Кругликова на «БВФ» нашлись свидетели ДТП. Кто-то подал идею: сделать плакат и стоять с ним изо дня в день на месте происшествия в 9 часов утра, когда была сбита Лена. Решили, что так наиболее велика вероятность найти того, кто шел или ехал в тот день на работу. С этим плакатом на одной из самых крупных, с шестью разделительными полосами, транспортных развязок города в районе остановки «Ильича» стояли однокурсники Лены Зотовой и другие студенты ВГАСУ.

«Я не виноват, она перебегала дорогу»

Лейтенант полиции Сергей Зеленин отказался признавать свою вину с самого начала. Его основные доводы сводятся к тому, что Елена Зотова якобы перебегала дорогу в неустановленном месте между двумя пешеходными переходами и неожиданно «выскочила» перед машиной ДПС из-за припаркованного автомобиля. Зеленин резко затормозил, но было поздно. На этом же построена вся позиция защиты обвиняемого с единственным с их стороны свидетелем, который, к слову, в ходе следствия отказался проходить детектор лжи. Сидевший во время происшествия в машине рядом с Зелениным другой сотрудник ДПС настаивал на том, что он ничего не видел.

– Я хорошо знаю свою дочь. Лена – разумный спокойный человек, в то утро она привычным ежедневным путем переходила дорогу, направляясь к остановке, с которой всегда ездила в университет. Менять в этот день свой маршрут у нее не было никаких оснований. Поэтому утверждение Зеленина и показания его единственного свидетеля, что она «выскочила» на проезжую часть да еще в неустановленном месте, для нас выглядят абсурдом, 
Михаил Кругликов, папа Лены Зотовой.

К слову, уже весной сразу после происшествия этот пешеходный переход был закрыт.

Испытание в больнице и в суде

Лена выжила, но несколько дней в реанимации находилась «между небом и землей». У нее была диагностирована тяжелая черепно-мозговая травма, оскольчатые переломы руки и плеча – в правой руке у нее железная пластина, и рука плохо работает. Последствиями аварии стала киста в области головного мозга, из-за которой Лену мучают головные боли. Курсы лечения продолжаются.

Сама Лена из-за травмы не помнит, как она переходила дорогу. Не помнит, как лежала в больнице. Мама Лены, Ирина Кругликова, говорит, что даже хорошо, что Лена не запомнила весь тот кошмар: само ДТП и те  испытания, которые семья пережила в первые дни после аварии. Однако не меньшим испытанием для всех оказалось следствие и суд.

В ходе следствия сменилось три следователя, а адвокаты Сергея Зеленина постоянно направляли ходатайства о прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления. Всю вину они пытались свалить на потерпевшую. И тут решающую роль сыграли показания свидетелей, которых нашли не следователи и оперативники, а семья и друзья Лены Зотовой.

Показания всех нашедшихся свидетелей подтвердили, что девушка спокойно переходила проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу с установленным знаком. Она прошла все разделительные полосы, и была сбита машиной ДПС в нескольких шагах от тротуара. Скорость машины была такая, что Лена сначала перелетела капот, затем - на лобовое стекло, которое разбилось от удара. Девушка перевернулась в воздухе и отлетела на несколько метров от перехода в клумбу со снегом.

– Воронеж оказался тесным городом. На нашу семью вышел общий знакомый с Сергеем Зелениным, который предложил нам деньги на лечение Лены, чтобы мы забрали свое заявление. Мы отказались. Я считаю, что такой человек не имеет права работать в полиции, что он и продолжает делать. Правда, его перевели на должность, не связанную с дорожно-постовой службой. Нам было бы достаточно, чтобы его оттуда выгнали,
Михаил Кругликов, папа Лены Зотовой.

ДПС-ник под следствием ездил без госномеров

Оказалось, что Сергей Зеленин живет по соседству с Кругликовыми и сразу после начала судебного процесса, осенью 2012 года они заметили, что он утром снимает номера со своей машины. Как-то он даже не постеснялся приехать без номеров на следственные мероприятия. Для чего полицейский так поступал, непонятно. Но Кругликовы сняли то, как лейтенант снимает номера на видео и вместе с заявлением переслали его в прокуратуру и в ГУ МВД по Воронежской области. В ответ заявителям пришли отписки, и никаких существенных мер к сотруднику органов внутренних дел принято не было.

– На самом деле после всей нервотрепки судебных разбирательств наша семья уже была согласна на прекращение дела по нереабилитирующим основаниям. Но в ходе следствия и судебного процесса Зеленин и его адвокаты выставили мою дочь полной дурой, которая сама во всем виновата, якобы пошла между переходами и бросилась под машину ДПС! И для нас было главное, чтобы Зеленин просто признал, наконец, свою вину. Но от такого варианта - примирения сторон по нереабилитирующим основаниям - он отказался. Ведь в этом случае он все равно бы лишился работы в полиции, а для гаишника – это и есть самое страшное наказание, 
Михаил Кругликов, папа Лены Зотовой.

Не лишиться погон

Судья огласила приговор 19 сентября. Сергей Зеленин был признан виновным, а доводы Зеленина о том, что Елена Зотова внезапно выбежала на проезжую часть - несостоятельными. По мнению суда, лейтенант Зеленин располагал всеми техническими возможностями, чтобы предотвратить столкновение. Приближаясь к пешеходному переходу в зоне повышенного внимания, при высокой плотности машин и плохой видимости в тот день надо было или остановить машину, или предельно сбавить скорость. Сергей Зеленин был приговорен к шести месяцам ограничения свободы с подпиской о невыезде. Кроме того, он должен выплатить потерпевшей сто тысяч рублей компенсации материального и морального вреда.

Сам Сергей Зеленин в беседе с РИА «Воронеж» от комментариев категорически отказался.

Его адвокат, Юрий Закурдаев, заявил, что приговор будет обжалован. По его мнению, имела место грубая неосторожность потерпевшей, и само ДТП произошло за пешеходным переходом.

– Есть объективные доказательства – это след торможения, который зафиксирован в материалах дела, в протоколе осмотра. Но пока не удается доказать, что вина Зеленина отсутствует. Да, обычно такие дела заканчиваются примирением сторон. И даже те, кто также, как и мой подзащитный, считают себя невиновными, обычно идут на примирение по нереабилитирующим обстоятельствам. Люди понимают, что проще примириться с потерпевшим, лишь бы уйти от наказания. Но нам это невыгодно, потому что Зеленин - действующий сотрудник полиции, и любой приговор, даже с примирением сторон в ходе процесса, для него автоматически означает вылет с работы,
Юрий Закурдаев, адвокат Сергея Зеленина.

Защитник полицейского не стал отрицать, что тактика защиты теперь будет сводиться к намеренному затягиванию кассационных жалоб вплоть до 28 февраля 2014 год, когда же истечет срок давности уголовного дела по преступлению небольшой тяжести, оно будет прекращено.

Елена Зотова и ее семья также намерены обжаловать приговор.

– На наш взгляд, он слишком мягкий. Сергей Зеленин даже не лишен водительских прав и будет продолжать работать в полиции. Поэтому мы будем добивать пересмотра уголовного дела,
Елена Зотова, потерпевшая.


Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».