Сегодня, 5 марта, Коминтерновский райсуд Воронежа отказал в удовлетворении иска воронежской пенсионерки Галины Шакиной. Его пожилая женщина подала после постоянных финансовых претензий со стороны представителей банка, которые требовали оплатить долг ее покойного сына. Женщина не вступала в наследство, поэтому требования банкиров погасить его долг были беспочвенны. Напомним, клерки полтора года требовали от Галины Шакиной погасить задолженность в 65 тысяч рублей по кредитной карте ее сына, Олега Копылова. При этом им не раз было предоставлено свидетельство о смерти, но матери продолжали поступать телефонные звонки и приходить требования погасить долг. После извинений, принесенных руководителями «Хоума Кредита», в конце 2013 года Галина Шакина получила судебный приказ на его имя. А в январе банк предупредил умершего Олега Копылова о возбуждении исполнительного производства по тому самому судебному приказу. Галина Шакина подала иск к банку о компенсации морального вреда на 10 млн рублей.
В судебном заседании представители Банка «Хоум Кредит» не отрицали своих «технических ошибок» и предложили заплатить Шакиной 60 тысяч рублей компенсации морального вреда и еще 40 тысяч рублей за отказ от исковых требований. Они не говорили, что претензии Галины Шакиной несправедливы, однако назвали их «крайне завышенными». Поэтому решение судьи отказать пенсионерке в хоть какой-нибудь компенсации выглядит неожиданным.
– Решение суда подтвердило отсутствие нарушений законодательства со стороны банка. Что касается неудобств, причиненных банком Галине Шакиной, то еще до начала рассмотрения дела судом мы добровольно предлагали ей финансовую компенсацию. Поскольку она отказалась, а правота нашей позиции была доказана в суде, то мы считаем инцидент исчерпанным, – прокомментировали решение суда в пресс-службе Банка «Хоум Кредит».
Пока судья только огласила резолютивную часть решения, его мотивировочная часть станет известна позже.
– Я буду иметь право комментировать решение суда, когда буду знать, чем оно мотивировано. Сегодня в суде были представлены показания свидетелей, родных Галины Александровны. Они подтвердили, что ее здоровье из-за претензий банка после смерти сына значительно ухудшилось, и ей были причинены моральные страдания. Уже сейчас могу сказать, что мы будет подавать апелляцию в Воронежский облсуд. Вынесенное решение далеко неокончательное, и точку в нем ставить рано. Комментарий пресс-службы банка меня удивил. Решением суда только отказано в иске, мотивы его мы не знаем. Поэтому говорить об отсуствии нарушений со стороны банка пока рано. Но, видимо, пресс-службе банка виднее, чем будет мотивировано решение, – пояснил РИА «Воронеж» представитель Галины Шакиной из юридического агентства «Консультант» Дмитрий Михалевич.
На предыдущих заседаниях представитель Банка озвучил официальную позицию о том, что их «действия по направлению извещений о наличии долга и необходимости его компенсировать, хотя и являются ошибочными, но не могут рассматриваться как противоправные, являющиеся основанием для компенсации морального вреда». По мнению юристов «Хоум Кредита», Галине Шакиной моральных страданий не причинялось, а были доставлены «неудобства». Они были связаны с ошибкой, которая как минимум дважды возникла из-за технического сбоя операционной системы. При этом заявленную в иске сумму в 10 млн рублей банк посчитал явно завышенной и несоразмерной обстоятельствам дела. Правда, не указал – почему.
Также в суде живо обсуждалось то, что нет судебной практики по таким делам, как иск Галины Шакиной к «Хоум Кредиту». Поэтому решение в ее пользу могло бы стать прецедентом, что связало бы в определенных ситуациях банкам руки.
Как уже рассказывало РИА «Воронеж», пенсионерка Галина Шакина – инвалид второй группы, очень плохо чувствует себя после смерти сына. По словам родных, почти ежедневные звонки из банка в течение полутора лет еще больше подорвали ее здоровье. Каждый раз Галина Александровна нервничала после них и письменных требований, у нее поднималось давление.
– После смерти сына я еще могла ходить сама, но из-за этих бесконечных претензий я уже передвигаюсь только по квартире и с помощью приставных ходунков, – поясняла Галина Шакина в беседе с РИА «Воронеж». – За это время я перенесла несколько гипертонических кризов. Я не понимаю, почему сотрудники банка так долго не могли разобраться в этой дикой истории. Получив очередное требование после Нового года, я потеряла всякую надежду, что здравый смысл восторжествует, и найдется в банке тот, кто сможет прекратить издевательства надо мной. Поэтому не увидела иного выхода, как обратиться в суд с иском о взыскании с банка компенсации морального вреда.
Ранее Галина Шакина отказалась от конфиденциального соглашения с Банком «Хоум Кредит», который предложил ей 100 тыс. рублей за отказ от иска в 10 млн рублей. По мнению пенсионерки, своим предложением о примирении банк перекладывал ответственность за свои ошибки на нее, оно выглядело как желание откупиться.