В пятницу, 6 июня, в Воронежском музее им. Крамского открылась выставка русского авангарда из музеев Краснодара, Пензы, Самары, Саратова и Ярославля. В название выставки вынесена фраза из записной книжки Андрея Платонова: «Свобода – вот причина мира». Запись эта была сделана в 1927 году, когда авангард уже был широко распространен в искусстве.

Что такое свобода, каждый из 56 художников, представленных на выставке, понимал по-своему. Одни художники причудливо смешивали традиционные жанры и стили, другие – и вовсе отрицали эстетический вкус, стремились освободить искусство от его общепринятых смыслов и значений – от всего, что связывает его со старым миром. 

Искусствоведы считают, что из-за исторических условий в России начала XX века русский авангард оказался гораздо более масштабным, глубоким и радикальным, чем западный. В 78 работах, которые вошли в экспозицию, собраны, кажется, все новаторские течения платоновского времени: здесь и абстракционизм, и кубофутуризм, и супрематизм, и конструктивизм.

Кураторы выставки собрали вместе абстрактные композиции фотографа и художника Александра Родченко, Владимира Стенберга, Александры Экстер, Веры Пестель, фигуративные картины Роберта Фалька, Аристарха Лентулова, Федора Захарова, Александра Куприна, сумевших трансформировать открытия авангарда в соответствии с собственной индивидуальностью. 

Особое место на выставке занимает живопись и графика Натальи Гончаровой – «амазонки русского авангарда» (так называли ее современники). Обладая мощной индивидуальностью, в своих кубофутуристических работах художница опиралась на традиции народной средневековой живописи. Испытав влияние футуризма и сюрреализма, не порывает с традиционной живописью Марк Шагал, соединяя в своих работах стилистику неопримитивизма и экспрессионизма. Среди авторов и другие лидеры «левого» искусства – Михаил Ле-Дантю, Варвара Степанова, Адольф Мильман, Василий Чекрыгин, Любовь Попова и другие.

Выставка «Свобода – причина мира» – уникальный проект Платоновского фестиваля искусств. Произведения русского авангарда в таком объеме впервые в России показывают в нестоличном музее, а некоторые – и просто впервые в России. Как рассказала куратор выставочной программы Ольга Рябчикова, многие из работ, представленных в эти дни в Воронеже, входили в крупные выставочные проекты за рубежом, и забрать их на Платоновский фестиваль оказалось не так-то просто – заграничные «командировки» некоторых картин были расписаны уже давно.

Многие годы власть не приветствовала авангардное искусство, поэтому большинство представленных на выставке работ не показывалось и хранилось в фондах, рассыпанных по всей стране. В провинциальные музеи авангардная живопись попадала чаще всего через филиалы ВХУТЕМАСа. Когда-то богатой коллекцией, включавшей работы Кандинского, Родченко, Ларионова, мог похвастаться и Воронеж. Но в войну музейщики эвакуировали в первую очередь уже признанные шедевры, а работы авангардистов пропали в разрушенном во время бомбежки музее.ъ

Теперь увидеть уцелевшие шедевры, собранные по разным музеям страны, можно будет увидеть разом в одной экспозиции.

Выставка будет работать в музее им. Крамского до 3 августа.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».