В конфликте между национальными общинами, контролирующими рынок трудовой миграции в Воронежской области, появились первые пострадавшие. Как стало известно корреспонденту РИА «Воронеж», в августе в БСМП №1 в тяжелом состоянии с многочисленными травмами поступил гражданин Узбекистана. Сотрудники Ленинского отдела полиции начали проверку инцидента. И потерпевший, и его родственники от общения с прессой отказались. Судя по последним событиям, конфликт между местными узбеками связан не с идейными разногласиями, а с борьбой за сферу влияния на теневом рынке иностранной рабсилы.
Кладбище и «черные бригадиры»
УМВД РФ по городу Воронежу подтвердило инцидент:
«14 августа текущего года на улице Петровская набережная 34-летнему гражданину Узбекистана были причинены телесные повреждения. Данный гражданин обратился с заявлением в УМВД России по г. Воронежу, в котором просит принять меры к гражданам Узбекистана, которые его избили. В настоящее время по данному факту проводится проверка», – говорится в ответе УМВД на запрос РИА «Воронеж».
Как пояснил РИА «Воронеж» председатель областного узбекского культурного центра «Ватан» Нишон Гульмирзоев, его молодой соотечественник был вывезен в лес и избит «своими же из-за денежных дел». Со слов Гульмирзоева, потерпевший занимался посредническими услугами на воронежском теневом рынке иностранной рабочей силы – «продавал места» в очередях за трудовыми патентами, а также выступал посредником в получении легальных и нелегальных заработков в регионе.
– Он не выполнил обязательств перед своими узбекскими патронами, которые держат этот местный рынок, не отдал денег и был жестоко избит. Все эти «черные бригадиры» ежедневно работают возле здания УФМС на 9 января, торгуют местами в очередях за трудовыми патентами. За каждым из них - по 150-200 человек рабочей силы. Быстрое получение трудового патента в этой среде стоит от 6 до 13 тыс. рублей. Я готов открыто показать все схемы и уверен, что именно по этой причине меня отстранили от работы в общественном совете при УФМС, - прокомментировал инцидент Нишон Гульмирзоев.
Еще одна проверка, по информации УМВД, сейчас проводится в четвертом отделе полиции УМВД РФ по городу Воронежу – «по факту причинения телесных повреждений и открытого хищения имущества Темурбекова Т.А.».
В отличие от последней жертвы Темуржон Темурбек Ахметов согласился прокомментировать корреспонденту РИА «Воронеж» подробности инцидента. По его словам, он был вывезен соотечественниками на кладбище «Лесное» рядом с микрорайоном Придонской.
– В очередь за получением трудовых патентов в УФМС мне нужно было поставить своих ребят из Узбекистана – они приехали работать к нам на ЖБИ-2, где сейчас работаю я. Таким же способом раньше я помогал получать патенты украинцам. На этот раз ко мне возле здания УФМС на 9 января подошел мой земляк, мы его зовем Мирзо (на фото к материалу - слева - РИА «Воронеж»), который каждый день работает здесь с другими узбеками. Он предложил сесть в машину и «отъехать поговорить». Мирзо был за рулем чужой машины, и за нами двинулись еще пять лексусов, тойот и джипов – всего 25 земляков из Воронежа и Москвы. Меня высадили возле кладбища «Лесное» и стали выяснять, почему я работаю возле УФМС с таджиками, а с узбеками «не делюсь». Потребовали 30 тыс. рублей за сегодняшний день и сказали: не найдешь деньги до вечера – будешь 30 тыс. платить каждый день. Но таджики формируют очередь за патентами цивилизованно, людей записывают заранее и потом держат этот порядок. И я тоже помогал землякам встать в очередь к таджикам безо всяких денег, это такая взаимовыручка: сейчас помогу я – завтра помогут мне. А эти узбеки, которые вывезли меня в лес, на 9 января стоят каждый день, и своих же встраивают в очередь за деньги. Они ведут их к таджикам, которым говорят: «вот этих ставишь себе без очереди, или будем драться». А таджикам драка не нужна, и они чаще всего соглашаются. Если отказывают, то столкновение начинается прямо возле УФМС. Этим летом сюда из-за инцидентов уже два раза выезжал ОМОН. В лесу меня бил Мирзо, другие наблюдали, я был весь в крови. Забрали телефон, золотые вещи, карманные деньги. Меня госпитализировали в БСМП, и я написал заявление в Северный отдел полиции. После заявления мне все вернули, и Мирзо перестал светиться возле УФМС. Но из БСМП я потом ушел сам, на квартиру, потому что опасался непрошенных посетителей в палату.
Цепочка очередей
Руководитель областного таджикского культурного центра «Навруз» Ахлидин Сайфетдинов подтвердил недавний инцидент между узбеками и таджиками возле УФМС с вмешательством ОМОН.
– После случившегося диаспоры собрались в областной Общественной палате с участием представителей городской администрации, прокуратуры, центра по борьбе с экстремизмом ГУВД, обеих узбекских общин. Мы просили силовиков поставить возле здания УФМС на 9 января хотя бы двух дежурных полицейских для наведения порядка и даже предложили средства на их содержание включить в стоимость госпошлины за получение трудового патента. Нам отказали. Но дежурство полиции возле УФМС практикуется в других регионах, и там наведен порядок. А у нас – огромные, непонятно кем управляемые очереди недовольных узбеков, таджиков, украинцев, молдаван, армян. Они стоят за патентом с трех часов ночи, и так по нескольку месяцев. Драка – каждую неделю, а теперь вот еще стали вывозить конкурентов в лес. Мне непонятно, по каким соображением возле УФМС в самом центре города не наводится порядок. Кому-то выгодно, чтобы этот хаос в Воронеже сохранялся, - отметил лидер воронежских таджиков.
– Мы также хотели вмешаться и предложили заключить договор между Общественным советом при УФМС, лидерами диаспор и УФМС по наведению порядка. Но нам отказали. Позиция УФМС: драки происходят не на самой территории миграционной службы и к ней отношения не имеют, - прокомментировал в беседе с корреспондентом РИА «Воронеж» председатель общественно-консультационного совета при УФМС Владимир Мужинский.
И руководитель «Ватан» Гульмирзоев, и потерпевший Ахметов отметили, что сама цепочка формирования очередей за воронежскими патентами «тянется из Москвы». Также они назвали имя якобы одного из лидеров теневого узбекского рынка рабсилы в регионе и стороннего организатора обеих драк. Это один из активистов новой узбекской общины «Фаришта». Руководитель «Фаришты» Нелли Першина в беседе с журналистом РИА «Воронеж» опровергла причастность членов ее общины к переделу рынка трудовой миграции в регионе.
– Это все голословные утверждения Гульмирзоева, и с его стороны совсем не по-мужски – выставлять меня и нашу общину в неприглядном свете, а при личной встрече приветливо молчать. Если у него ко мне личная неприязнь, пусть скажет это в лицо. У меня, например, никакой неприязни к нему нет. У «Фаришты» просто нет на это времени – мы занимаемся общественной деятельностью, помогаем очень многим гражданам Узбекистана. Про историю с Ахметовым я слышала. Насколько мне известно, этот парень кому-то задолжал, но никакого конфликта между ребятами там нет.
– Ахметова вывезли в лес и избили, а вы говорите: нет конфликта.
– Из больницы он ушел, потом вместе с этими же ребятами стоял возле очередей УФМС. Все они уже по-прежнему хорошо общаются между собой.
– Ваши оппоненты называют имя организатора драк – одного из лидеров вашей общины Ширали.
– Нет, этот человек к дракам никакого отношения не имеет. В тот момент он весь день находился в офисе.
– Можете назвать его полное имя?
– Не могу. Надо посмотреть по уставным документам. Сама наша община сейчас находится в стадии перерегистрации.
«Никаких драк больше не будет»
Заместитель начальника отдела по организации взаимодействия с общественными организациями управления общественных и внешних связей администрации городского округа город Воронеж Вячеслав Агапов в неформальной беседе с корреспондентом РИА «Воронеж» не стал отрицать возможное участие узбекских общин региона в переделе рынка зарубежной рабсилы.
– Когда «Фаришта» только создавалась, и на презентацию приезжали представители узбекских диаспор из других регионов, я до всех них довел мнение воронежской власти: любые общественные организации должны работать на благо города и всего региона. Но мы-то знаем, что у них там происходит на самом деле, и там завязаны большие деньги. Мы уже обратились в областной центр по борьбе с экстремизмом ГУВД, потому что вся ситуация может привести к крайним формам экстремизма. Кроме того, сами эти разбирательства между двумя узбекскими общинами уж точно на имидж региона не работают. Уже появились задержанные по делу избиения узбека, который сейчас находится в тяжелом состоянии в БСМП.
Президент Всероссийского конгресса узбеков – узбекистанцев Ибрагим Худайбердиев в беседе с корреспондентом РИА «Воронеж» сообщил о намерении провести круглый стол по «воронежской ситуации».
– Нам известно, что на эти драки в Воронеже приезжало несколько машин с представителями узбекского криминала из Москвы. Нам также известно, что в вашем регионе этот криминал намерен получить иммунитет через свои связи в общественной организации «Фаришта». Такие «карманные» диаспоры узбеков работают в 24 регионах России, и их лидеры уже имеют по две-три «ходки». Отсидев, они назначают вместо себя нового формального управляемого лидера, а сами продолжают рулить местным рынком трудовой миграции. За каждым посредником стоит по двести рабов, и те передаются из рук в руки. Но у кого есть уверенность, что весь этот черный рынок не связан с исламским экстремизмом? Именно поэтому нас очень волнует ситуация, которая сейчас развивается в Воронеже. Пока в результате страдают только самые низы – добропорядочные трудовые мигранты. Но главное, что разрушается все гражданское согласие, – прокомментировал из Москвы «главный узбек» России.
– Это проблема всех регионов, не только Воронежа. Никаких драк здесь больше не будет. Порядок наведен. Никаких очередей сейчас нет, - отметил в беседе с журналистом РИА «Воронеж» заместитель руководителя УФМС по Воронежской области Сергей Журавлев.
– То есть вы не располагаете информацией, что сами иностранные граждане делают свой бизнес на очередях в УФМС?
– Я не знаю этого. Это все происходит за стенами УФМС. В компетенцию УФМС наведения порядка в очередях трудовых мигрантов не входит. Для этого есть правоохранительные органы. По этому поводу УФМС уже обращалось в ГУВД. В самой миграционной службе все упорядоченно и спокойно. Все сезонные очереди трудовых мигрантов прекратятся, когда в Воронеже построят новое здание ведомства, и потоки граждан за получением государственных услуг будут разделены, - прокомментировал Сергей Журавлев.