11 марта в Евросоюзе вступил в силу полный запрет на косметические средства, которые перед запуском в производство проверяют на животных. Воронежские активисты решили узнать, как обстоит дело с такой продукцией в нашем городе. «Флешмобить» решили не большой толпой, а маленькими группами, чтобы выглядеть как обычные покупатели. В течение одного дня по самым крупным торговым точкам Воронежа в разное время прошли активисты, задавая одни и те же вопросы. Таким образом флешмоберы попытались спровоцировать всплеск интереса к «гуманной» косметической продукции.
– Подскажите, пожалуйста, какие товары в вашем магазине не тестировались на животных? – спросил в первом магазине у продавца-консультанта организатор акции Арсений Максимов.
– Ой, я даже не знаю… – смутилась девушка.
– На таких товарах еще иногда ставят значок – маленький рисунок кролика. Может, встречали такой? – уточнил Арсений, демонстрируя значок с кроликом на прихваченной из дома зубной пасте.
– Нет, никогда на такое внимания не обращала, – пожала плечами продавец.
После осмотра ассортимента стало ясно: искать здесь нечего. Ни одного известного зоозащитникам «этичного», или «белого» – не проходившего тестирование на животных – бренда в магазине не оказалось.
– Людям, заинтересованным в использовании «этичной» косметики, известны все «белые» бренды, – пояснил Арсений Максимов. – По моему опыту, большинство консультантов никогда не слышали ни о тестах на животных, ни об «этичных» брендах. В нашей стране, к сожалению, пока мало кто задумывается о проблеме гуманного обращения с животными. С помощью нашего флешмоба мы дадим возможность продавцам и покупателям узнать об этом.
В следующем на пути зоозащитников магазине девушка-консультант сразу же подвела их к стойке с товарами израильской фирмы.
–Вы знаете, что в Евросоюзе вся косметика, тестированная на животных, запрещена? – поинтересовались активисты.
– Да, – ответила продавец. – Потому и заинтересовалась, есть ли в нашем магазине «этичная» продукция, сама нашла эту информацию в интернете.
На всех подобных товарах сзади размещают профиль кролика, иногда – пояснительную надпись в разных интерпретациях: «not tested on animals» (не тестировано на животных), «cruelty free» (свободно от жестокости), «animal friendly» (дружественно к животным). В итоге участники флешмоба закупились «гуманными» шампунями, депиляторами и стиральными порошками.
Еще в одном магазине консультант заверила волонтеров, что косметика и бытовая химия якобы давно не тестируется на животных – да и какой в этом смысл?
– Смысл – проверить, к примеру, вызывают ли аллергию ингредиенты продукта, - объяснили активисты. – Лабораторным животным – это чаще всего кролики и крысы – надрезают кожу и натирают это место чем-нибудь, начиная духами и заканчивая средством от засоров. Капают вещества в глаза и нос, чтобы проверить реакцию слизистых оболочек. Кормят химическими препаратами, чтобы проверить токсичность. И это далеко не все.
Активисты показали продавцу гель для душа единственного «гуманного» бренда, обнаружившегося в магазине, с рисунком кролика и надписью «cruelty free». Пообещав запомнить, девушка переключилась на другого покупателя. Через несколько часов другая группа зоозащитников в этом же магазине уточнила у девушки, что означает значок с кроликом. Память продавца оказалась короткой:
– Да на всех товарах такой ставят, – ответила она. – Просто значок фирмы.
Между тем, в Воронеже есть и магазины, в которых гуманное обращение с животными – главное. Это фирменные магазины одного бренда, и консультанты в таких точках продаж куда более осведомлены о проблеме:
– Отсутствие тестов на животных – отличительная черта нашей компании, – рассказала консультант одного из таких магазинов. – Несколько лет назад мы даже устраивали сбор подписей, чтобы убедить и других российских производителей отказаться от жестоких тестов. Но, к сожалению, это ни к чему не привело. Да и сами покупатели крайне редко обращают внимание на маркировку «не тестировано на животных». Пока их интересует в основном состав продукции.
Вскоре участники флешмоба обещают провести «второй тур» - пройти по тем же торговым точкам и узнать, насколько хорошо консультанты запомнили информацию о «гуманных» товарах. Они также надеются договориться с руководством магазинов, чтобы наклеить на двери небольшие наклейки, подтверждающие, что внутри продается косметика, парфюмерия, бытовая химия, не тестировавшаяся на животных.