В Воронеже произвели первый в России полностью композитный (обладающий более высокой прочностью при меньшей массе. – Прим. ред.) воздухозаборник авиадвигателя с естественным ламинарным обтеканием. Ламинарное течение – это течение жидкости или газа, при котором траектории частиц среды практически параллельны направлению основного потока. Максимально гладкая поверхность агрегатов планера самолета обеспечивает создание ламинарного потока, который не дает воздуху срываться в завихрения и увеличивать аэродинамическое сопротивление. Новая технология позволит значительно уменьшить расход топлива. Об этом рассказали в ПАО «Обьединенная Авиастроительная Корпорация» Госкорпорации Ростех в понедельник, 14 октября.
Подготовку производства и изготовление воздухозаборника мотогондолы выполнили по заказу пермских партнеров из «ОДК-Авиадвигатель».
– Традиционно в конструкции воздухозаборника мотогондол предусмотрен алюминиевый обогреваемый носок, но на его стыке воздушный поток срывается и создает аэродинамическое сопротивление, что увеличивает расход топлива. Новая разработка призвана кардинально снизить этот эффект за счет изменения конструктивно-технологической схемы, – рассказал руководитель проекта на ВАСО Дмитрий Митин.
По оценке специалистов «ОДК-Авиадвигатель» и Центрального аэрогидродинамического института, выклеенная композитная конструкция за счет ламинарного обтекания ее поверхности позволит снизить потери эффективной тяги в составе самолета до 1%. Технологи и производственники ВАСО всего за месяц предложили оригинальные изменения в конструкции, изготовили сложную оснастку, придумали способ равномерного прогрева в автоклаве (герметичный аппарат для различных операций, требующих нагрева под давлением выше атмосферного. – Прим. ред.) крупногабаритного агрегата из углепластика, реализовали множество других идей и доработок.
Воздухозаборник установят в летающей лаборатории Ил-76 для проведения измерений, по которым можно будет оценить реальный эффект естественного ламинарного обтекания.