В мэрии обсудили перспективы развития в Воронеже так называемого «внеуличного транспорта» - трамвая и метрополитена, с которым связывают разрешение вопроса пробок.
По мнению Матвея Матюшина, вице-президента компании федерального уровня «МГЦ-групп», которая разработала для столицы Черноземья концепцию строительства в городе линий скоростного трамвая, в Воронеже общая протяженность рельсовых маршрутов, которая закроет основные направления, составляет 89 километров. Причем это уже с учетом прокладки линии до аэропорта. Среди них наземные линии – 74 километра, подземные – почти 15 км, эстакады на значимых перекрестках – один километр. Проектная организация предлагает на этом маршруте 57 наземных станций, шесть подземных, 23 тяговых подстанции и четыре депо. Для обслуживания пассажиропотока достаточно 135 единиц трехсекционных трамваев, вместительностью до 250 пассажиров.
Специалисты считают, что Воронежу достаточно семи линий. Начать строительство предлагают по двум направлениям, имеющим наибольший пассажиропоток – через центр города соединить Северный и Юго-Западный районы, а также связать Центральный район с Левым берегом.
– Но нужно понимать, что это не готовый к реализации проект, а концепция, эскизная проработка, – цитирует Матвея Матюшина пресс-служба мэрии. – Сегодня в Воронеже суточный объем пассажироперевозок, большая часть которого приходится на автобусы, составляет около 550 тысяч человек, годовой – почти 167 миллионов. Проведенный анализ показывает, что 14 маршрутов имеют пиковую нагрузку более 10 тысяч человек в час, тогда как по данным Минтранса – максимальная провозная способность автобусного маршрута – 8 тысяч человек в час.
В качестве примера представитель компании-разработчика привел Красноярск, в котором проживает чуть более миллиона человек и где сохранилось трамвайное сообщение. За счет доступности и хорошо развитой городской транспортной системы общественный транспорт там перевозит 314 млн человек в год – в два раза больше, чем в Воронеже.
– То есть можно уверенно заявить, что если проект будет реализован, то очень большое количество населения откажется от использования личного автотранспорта в пользу общественного для того, чтобы передвигаться по городу в рабочее время. Это улучшит и экологию, и транспортную ситуацию, – считает Матвей Матюшин.
Концепцию развития метрополитена в Воронеже представил директор воронежской проектной компании ООО «Киносарг» Игорь Березин. Она предполагает строительство трех линий и задействует все три моста.
Первая ветка – от областной больницы по Московскому проспекту, через центр, ВГАСУ и на Левый берег по Вогрэсовскому мосту, которая в перспективе подразумевает ответвление в сторону Машмета.
Вторая – от ТЦ «Метро» по Северному мосту через площадь Ленина и Цирк в Юго-Западный район. Причем Северный микрорайон – самый проблемный – проектировщики предлагают подключить к этой ветке «в перспективе».
Третья ветка, по замыслу компании, должна быть проложена из Семилук по улицам 9 Января, Кольцовской, Чернавскому мосту, Димитрова.
Полная протяженность всех линий метрополитена составит около 50 километров.
– Именно форма города и плотность пассажиропотока определяют тип транспорта. Воронеж – классический пример мегаполиса для подземного метро. Скоростной трамвай используется, например, в Волгограде, но там город вытянут на 80 километров, и многие районы даже не связаны друг с другом. Омск, Красноярск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Пермь – проектируют только метрополитены. Это города схожей структуры, они крупные и округлые, – цитирует пресс-служба городской администрации Игоря Березина.
Начальник филиала ОАО «РЖД» Юго-Восточная железная дорога Анатолий Володько предложил также рассмотреть возможность привлечения ресурсов железной дороги к городским пассажирским перевозкам.
Докладчики не озвучили цену, в которую обойдется строительство в Воронеже метро и трамвая.
Мэр Александр Гусев добавил, что у города не заложено средств на заказ проектных работ.
– Мы хотим бесплатно или с минимальными бюджетными ресурсами подготовить пакет документов, с которым можно будет заявиться в программы Минтранспорта и Министерства регионального развития, чтобы привлечь на строительство федеральные средства. Сейчас нужно проанализировать концепции. Маршруты очень похожи, но в одном случае они проходят под землей, а в другом – над ней. Возможно, на некоторых участках предложения можно и нужно объединить. Но нам не нужен проект, который будет пылиться. Важно понять, надо ли нам вообще этим заниматься,
Заместитель главы города по строительству, Владимир Астанин, предложил взять месячную паузу, чтобы создать рабочую группу из проектировщиков, строителей и представителей дорожных ведомств, которая определит единый вектор развития.
Напомним, ранее Александр Гусев высказывался в пользу трамвая. А ориентировочную стоимость двух линий оценили в 15-18 млрд рублей.
Воронежские общественники, представители организации «Город и транспорт», категорично высказались против строительства метро в Воронеже. Мотивируя это огромной дороговизной. По данным активистов, цена одного подземного километра стоит 7 млрд рублей. По мнению общественников, будущее пассажирских перевозок – за легким рельсовым транспортом.