Выставка работ московских иллюстраторов Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина откроется 26 марта в воронежском музее Крамского. Оба художника в разное время иллюстрировали произведения Пушкина и получили известность и признание благодаря этим работам. В экспозиции собрано более 70 работ художников 1930 1970-х годов из собрания Государственного музея А. С. Пушкина.

Имена Николая Кузьмина (1890-1987) и Татьяны Мавриной (1900-1996) стали хорошо известны среди художников еще в начале 1930-х годов, после выставки «Группы 13», в которую они пришли в 1929 году. «Группа 13» объединила художников-графиков, стремившихся к живому трепетному рисунку, который должен ложиться на бумагу непосредственно, без предварительной подготовки. Само название − чертова дюжина − не только обозначало количество участников первой выставки, но и ассоциировалось с неким вызовом академической школе. 

Иллюстратор Кузьмин начинал с рисунков виньеток в журналах «Аполлон» и «Лукоморье» в 1910-е годы. В «Группе 13» он был одним из лидеров и теоретиков объединения. В 1924 году Николай Васильевич переехал в Москву и стал активно работать как книжный художник в издательствах «Academia», «Художественная литература» и других. Он всегда подробно изучал эпоху, быт, приметы времени, его рисунки дополняли авторское слово. Иллюстрации к произведениям Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Лескова принесли ему заслуженную славу и признание.

Татьяна Маврина начинала как живописец и график. Подпись «Маврина» (фамилия матери) появилась на произведениях художницы Татьяны Лебедевой в 1930 году на первой выставке «Группы 13», где экспонировались ее работы. В 1976 году она одна из первых русских художников ХХ века была награждена премией Ганса Христиана Андерсена «за международный вклад в дело иллюстрации детской книги». За свою жизнь художница проиллюстрировала более 100 изданий русской и мировой классики.

В Государственный музей им. Пушкина Николай Кузьмин и Татьяна Маврина пришли в начале 1960-х годов и навсегда стали верными друзьями и помощниками только что открывшегося музея. Здесь проходили выставки их работ, они дарили свои рисунки к пушкинским произведениям, (составившие главную часть коллекции), редкие издания, лубки начала ХIХ века, предметы прикладного искусства. Так начала формироваться музейная коллекция Мавриной и Кузьмина.

– На выставке мы постарались выделить московские архитектурные пейзажи художников. Татьяна Маврина неслучайно называла Москву второй родиной. «В мой жизненный состав любовь к старине пришла из издания Грабаря. А потом этому научила война, когда погибали один за другим северные храмы. В Москве я ходила и, если удавалось, ездила по дальним и ближним улицам − рисовала, запоминала, может впервые, разглядывала шатровые колокольни, причудливые пятиглавки, стены и башни». Так появилась серия акварельных рисунков с видами Москвы военного времени.

Художница передала красоту церквей и соборов, используя яркие цвета. Ее акварели очень выразительны. На фоне серого московского неба расцветают зеленые, белые, розоватые стены колоколен, соборов и церквей. Портреты, натюрморты с полевыми цветами, русские города и деревни, прекрасные в своей земной красоте, – вот главные темы произведений Мавриной, – сообщают организаторы выставки.

Посетить выставку можно будет до 24 мая.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter