Совместная выставка воронежской художницы Евгении Ножкиной и москвички Ангелины Меренковой «Делайте прибавку» открылась в Воронежском Центре современного искусства в субботу, 19 марта. Посмотреть на выставку можно до вечера всокресенья, 20 марта. Вход свободный.

Два зала ВЦСИ заполнены «рукодельными» работами художниц из пряжи и ткани. На полу рассыпались клубки с нитками, которые на стене соединяются в причудливую фигуру. По соседству лежит беспомощный «червяк» с красной жидкостью внутри. На стенах – почти советские знамена, на одном из которых вышитый женский перст указывает на звездочку, пытающуюся прикрыть женские половые губы. Напротив – милитаристские знамена, выполненные на ткани цвета хаки: на одном угадывается российский самолет Boeing 737, на другом – устремляющиеся вверх и кружащие над деревом фаллической формы самолеты-бомбардировщики.

 
 

– В последние годы мы можем наблюдать рост милитаризма и военных конфликтов, в которых участвует Россия, – отметила Ангелина Меренкова, работающая в жанре фигуративной вышивки. – Достаточно взглянуть на наше недавнее прошлое, чтобы увидеть исторические параллели. Если говорить совсем прямо, то в СССР «секса не было», но был мощный военный комплекс. Лозунг советской эпохи: «Наши ракеты – самые точные, а самолеты – самые быстрые». В некотором роде эта ситуация повторяется и сейчас.

Евгения Ножкина называет свои вязаные работы скульптурами. Каждый видит в них то, что ему близко, и в этом смысле работы художницы сродни чернильным фигурам из психологического теста Роршаха.

– За свою жизнь я не связала ни одного свитера, но с детства вязала кружали, - объясняет Евгения Ножкина. – Это маниакальное желание бесконечно вязать – что-то сродни йоге и разгрузке мозга. Кружали в виде паласов и ковриков всегда плела моя бабушка. Она не покупала для этого пряжу, а плела из остатков ткани. Кружали у нас лежали повсюду – на даче, кроватях, креслах. Когда я писала диплом по гобелену, выяснилось, что «малая родина» кружалей – Таловский район, где родилась моя бабушка.

 
 

Помимо причудливых вязаных фигур, Евгения Ножкина – дипломированный гобеленист. По правилам, гобелены должны быть квадратной или прямоугольной формы. Но девушка решила экспериментировать – и делает их неправильной формы.

На выставке есть и свой «красный» угол, в котором висит полотно «Красный смех». Название – аллюзия на одноименное произведение Леонида Андреева.

– Рот на этом полотне открыт в каком-то животном чувстве, - говорит Евгения. – Я показываю это как что-то близкое, интимное, глубоко личное, о чем хочется кричать.

 

Евгения Ножкина и Ангелина Меренкова познакомились на выставке в московском центре «Красный октябрь». А поскольку девушки работают в похожих техниках, решили сделать совместный проект. Название для выставки – «Делайте прибавку» – заимствовали из кройки и шитья. Нынешний вернисаж девушки не связывают с январской выставкой о сексе «Чем больше, тем больше», которая проходила в галерее «Х.Л.А.М.».

Контекст

С конца 2015 года Воронежский Центр современного искусства работает в формате «вернисаж каждую неделю». Новые экспозиции открываются в Центре на один или несколько дней. Такой подход, по мнению учредителей ВЦСИ, сокращает дистанцию между художниками и зрителями, намекает на доступность современного искусства, на возможность обсудить с художником его рабочий процесс.

Фото: 1 из 18

Фото — Евгений Ярцев

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».