Выставка Александра Тышлера «Игра и лицедейство» открылась в рамках седьмого Платоновского фестиваля искусств в Воронежском художественном музее имени Крамского (проспект Революции, 18) в пятницу, 2 июня. Лейтмотив выставки – связь театральной сцены с поэзией вымысла. В экспозицию вошло более 100 экспонатов.
По словам замдиректора по научной работе Государственного музея имени Пушкина Ирины Бакановой, монографическая выставка Александра Тышлера – явление редкое: последняя прошла в Москве в 1998 году, почти 20 лет назад. Самая ранняя работа на выставке – «Портрет Ванды» – датирована 1918 годом.
В экспозиции – уникальный рисунок Александра Тышлера «Продавец палок», написанный в 1925 году. Он хранится в фондах Воронежского областного художественного музея имени Крамского, но в последний раз рисунок выставлялся еще в 1980-е годы.
В экспозицию вошли более 90 произведений живописи, графики, эскизов костюмов и декораций из собрания Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина. Выставка дополнена произведениями из коллекций Театрального музея имени Бахрушина и Тульского областного художественного музея.
Выставка разбита на пять тематических разделов, объединенных темами, которые волновали художника на протяжении долгой и плодотворной творческой жизни: «Человек на земле», «Расстрельные темы», «Любовь, или Мечта о прекрасной даме», «Театр» и «Капричос». Несколько работ из цикла «Любовь, или Мечта о прекрасной даме» художник посвятил жене Анастасии Тышлер, которая работала белошвейкой и часто была кормилицей семьи.
В раздел «Человек на Земле» вошли картины художника, изображающие человека в пейзаже. По замечанию куратора выставки, старшего научного сотрудника Отдела личных коллекций ГМИИ имени Пушкина Анны Чудецкой, в них появляется образ особого, пустого пространства. В картине «Материнство» 1932 года звучит мотив заброшенности, бездомности человеческого существа в равнодушном пространстве.
Сюда же вошли акварельные работы из серии «Провинция» и работы-двойняшки – редкий карандашный рисунок «Продавец палок» (1925) и картина «Продавец стульев» (1944).
Картины «Материнство» и «Махно в гамаке» долгие годы простояли в мастерской художника, скрытые от посторонних глаз.
– Обе эти работы были зашельмованы как примеры «идеологически вредного» буржуазного искусства в книге Осипа Бескина «Формализм в живописи», вышедшей в 1933 году. Именно поэтому художник спрятал их в своей мастерской, – пояснила Анна Чудецкая.
В отдельную тематическую группу – «Капричос» – вошли картины художника, созданные под влиянием народных театров, балаганов и представлений. Среди персонажей этих работ – клоуны, женщины-кентавры, жонглеры.
В центре экспозиции «Игра и лицедейство» оказались театральные работы Александра Тышлера – эскизы к спектаклям и костюмам. Художник оформил ряд спектаклей в Белорусском еврейском театре в Минске, сотрудничал с московскими и ленинградскими театрами, а с 1935 года оформлял спектакли Московского еврейского театра. Среди них – эскизы декораций к спектаклю «Король Лир».
– Поразительно, что в такое время в центре Москвы спектакль Шекспира играли на идише, – отметила куратор выставки.
В экспозицию вошли работы из серии «Расстрел и погром». Среди них – графика «Арест», акварель «Махновщина», живопись «Махно в гамаке» и созданные в 1960-е годы серии литографий «Казненный ангел» и «Расстрел голубя». Тема стихийной жестокости и расстрела появилась в творчестве Тышлера в 1920-е годы после трагической гибели двух его братьев:
– Одного из братьев расстреляли в Крыму, другого повесили в Мелитополе. Причем, повесили махновцы, которые приехали в Мелитополь под видом свадебного поезда. Махно был переодет невестой. Чудовищная театральность жизни, не правда ли? Она открыла Тышлеру глубинные, архетипические аспекты творчества. Даже самые декоративные, самые радостные работы художника подводят нас к размышлению: кто такой человек? Играет ли он какую-то роль? Кто он – кукла или кукловод? По большому счету, это созвучно вопросам, которые поднимает в своем творчестве Шекспир, – рассказала Анна Чудецкая.
Выставка «Игра и лицедейство» проработает в музее имени Крамского до 2 июля 2017 года.
Справка РИА «Воронеж»
Александр Тышлер – советский живописец-станковист, график, театральный художник, скульптор, признанный классик сценографии. Родился в 1898 году в украинском Мелитополе в семье потомственного столяра («тышлер» на идише значит «столяр»). В 1912-1917 годах учился в Киевском художественном училище, в 1917-1918 – в студии Александры Экстер.
В 1919 году Александр Тышлер вступил добровольцем в отряд Красной армии, рисовал плакаты для «Окон РОСТА», иллюстрировал первые буквари на языках народов, до революции не имевших письменности: калмыцком, мордовском, татарском, а также на идише. В 1921 году после демобилизации поступил в Высшие художественно-технические мастерские, учился в мастерской Владимира Фаворского.
В 1930-1950 годы Тышлер остался востребованным профессиональным художником и подошел к 1960-м, оставаясь верным своему мировосприятию. «Оттепель» открыла для него возможность вернуться к станковому искусству. Александр Тышлер умер 23 июня 1980 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.