Театр «Организмы» представил в воронежском книжном клубе «Петровский» постановку «Мороз по коже». Это второй спектакль, сыгранный в Воронеже петербургским «музыкальным коллективом социальной адаптации» в рамках двухдневных гастролей.
«Мороз по коже» создатели называют спектаклем-лекцией. По сути, две трети постановки длится рассказ создателя «Организмов» Владимира Антипова об истории театра и основных вехах развития актерской игры.
По словам лектора, история лицедейства была переломлена появлением системы Станиславского, который ввел понятие «наигрыша» – искусственности, нарочитости в актерской игре. «Проблема в том, что эта степень искусственности определяется субъективно. Станиславский смотрит и говорит: «Не верю!». А кто знает, вдруг я и вправду так себя веду и прошу друзей налить мне водки громовым голосом, выкатив глаза?».
Актеры «Организмов» показали пафосную актерскую игру воронежцам на примере отрывков из советских фильмов «Мусоргский», «Композитор Глинка» и «Идиот» середины прошлого века. Нереалистичная актерская игра в этих фильмах вызвала у зрителей смех. «А мне хочется туда, к этим актерам. Хочется посуществовать среди них, поговорить гулким басом, спеть не своим голосом», – признался Антипов.
По словам создателя «Организмов», тогда кино было не отражением действительности, а отдельным миром, поэтому зритель никогда не соотносил происходящее на экране с настоящей жизнью.
Постепенно происходящее на сцене превращалось в абсурд. Антипов рассказал о концепции «четырех масок» – четырех эмоциях, которые обязан уметь сыграть актер: страх, отчаяние, гнев и радость. «Организмы» сыграли эти эмоции, прочитав четыре абсурдных монолога, в которых майор полиции по фамилии Иртыш в отчаянии не нашел пистолета в кобуре на опасном задании, пьяный гопник испугался, когда в его постели оказалась девушка с деревянными протезами, артист балетной труппы в гневе избил сожительницу ногами, а хирург Арсен с радостью обнаружил, что ошибка его любовницы-ассистента привела к смерти пациента.
Закончилось выступление петербуржцев несколькими хип-хоп треками и исполнением песни Филиппа Киркорова «А я и не знал».
– В случае с этим спектаклем более важна его структура, чем смысл. Сначала идет лекция на определенную тему, потом следуют видеофрагменты с примерами того, о чем мы говорили. А затем мы показываем 4 монолога, которые, по сути, являются «гоном». Они совершенно не доказывают правоту того, о чем я говорил в лекции. И «система 4 масок» – это тоже «гон». И лекция, которую зритель может воспринимать как научную, а может как псевдонаучную, перерастает во вздор. Сам этот переход для нас первостепенен, – рассказал после показа Владимир Антипов.
По словам актера, ему действительно симпатична та пафосная актерская игра, о которой он читал лекцию.
– Мне нравятся эти старые фильмы, игра тогдашних актеров. Чем, правда, объяснить не смогу. Эти актеры убедительны. Такой артист интереснее мне, чем современный автор. Мне кажется, люди раньше были мощнее. К примеру, я занимался вербатимом, знаю, что это. Из приема сделали жанр, это измельчение. Ведь материал для любого произведения искусства берется из жизни. Постмодернист может взять материал из произведения искусства, то есть из вторичного источника. И актер играет, показывая героя через призму собственного характера. Для меня живое в искусстве – это то, что через показанное ты транслируешь себя. Пустая документалистика мертва. Она не оживлена твоим отношением к сыгранному.