Две выставки десятого Платоновского фестиваля начали работу в воронежском музее Крамского в воскресенье, 13 сентября. Они будут работать до 4 октября. Вход по билетам.
Первый этаж выставочного зала заняла экспозиция работ Александра Древина и Надежды Удальцовой. В нее вошли более 40 полотен двух известных советских авангардистов из собрания Русского музея, Третьяковской галереи и Тульского музея изобразительных искусств.
Семья художников образовалась в 1920 году. Древин и Удальцова состояли в нескольких художественных объединениях, преподавали в Высших художественно-технических мастерских, их работы участвовали в громких групповых выставках советских авангардистов. Супруги ездили на Алтай, Урал, в Армению и Казахстан в составе делегации Союза художников. Эти путешествия сильно влияли на развитие их стиля – в работах видны поиски в русле импрессионизма, примитивизма, беспредметных абстракций, экспрессионизма, кубизма, супрематизма, позднее оба художника пришли к более фигуративным произведениям.
Тем не менее их творчество не признавалось – художников обвиняли в формализме, заказов на их работы почти не поступало. В 1938 году Александра Древина арестовали по сфабрикованному делу и буквально через месяц расстреляли. Надежда Удальцова до 1956 года не знала о судьбе мужа, думая, что он в лагерях.
– В ее работах этого тяжелого периода сложно увидеть резкий трагический перелом. Но ее строгие натюрморты военного и послевоенного периода по своему эмоциональному накалу стоят многих батальных картин, посвященных войне. Трагедия времени передана в них очень четко. После войны художница стала писать свободные по композиции натюрморты, это просто праздник духа и живописца, который свободно, мощно и выразительно компонует и позволяет себе раствориться в этой очень красивой живописи. О Надежде Удальцовой можно сказать, что она подчинялась всегда законам живописи, а не конъюнктуры. Она работала с пластическим языком изобразительного искусства, никогда не встраивалась в рамки, задаваемые системой. В те годы ее искусство не принималось официальными властями. Хотя она оставалась членом Союза художников, но ее все время ругали за отсутствие большой темы, за французские влияния. Все это было связано с получением заказов, с деньгами, с благами. Но вопреки всему она занималась тем, что шло изнутри, что ее трогало, что ей хотелось передать как художнику. У нее всегда оставалась свобода выбора, – рассказала ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XXI века государственного Русского музея Алиса Любимова.
Специально для выставки в Воронеже Русский музей предоставил почти все работы Александра Древина и Надежды Удальцовой из своей коллекции, в том числе картину художницы из постоянной экспозиции. В таком масштабе творчество этих мастеров вместе экспонируется впервые с 1928 года.
На втором этаже выставочного зала разместилась экспозиция советского фотографа Михаила Прехнера из коллекции Мультимедиа Арт Музея (Москва). Его называют одним из классиков советского фотоавангарда наряду с Александром Родченко. Михаил Прехнер сотрудничал с журналами «Радиослушатель», «Говорит Москва» и «СССР на стройке», был отмечен в ряде престижных выставок и премий.
На его фотографиях – рабочие, моряки, колхозники, жизнь города, деревни и страны показана через истории обычных людей. «Родченковская» резкость сочетается с фирменным прехнеровским лиризмом. В экспозицию вошли снимки 1930–40-х годов.
Михаил Прехнер погиб в 1941 году, снимая бои за Таллин. Его фотоархив сохранила дочь.
Обе выставки в музее Крамского можно посетить по единому билету стоимостью 200 рублей (полный) и 160 рублей (льготный – пенсионеры, школьники, студенты). В период фестиваля, до 27 сентября, выставки будут работать ежедневно с 10:00 до 19:00 без выходных. С 28 сентября по 4 октября – по стандартному графику музея. Одновременно в зале могут находиться не более 20 человек. Обязательно наличие маски.