Экспозиция «В пространстве без границ» открылась в выставочном зале союза художников на Кирова, 8 в среду, 3 июня. Выставка показала горожанам и гостям Платоновского фестиваля эскизы костюмов и декораций художников из республик бывшего СССР.
Экспозицию из собрания Театрального музея им. Бахрушина составили костюмы знаменитых артистов и работы известных сценографов: украинцев Федора Нирода и Даниила Лидера, грузинов Ираклия Гамрекели, Олега Кочакидзе, Александра Словинского и Юрия Чикваидзе, Мартироса Сарьяна из Армении и других выдающихся мастеров постсоветского пространства. Корреспонденты РИА «Воронеж» выделили пять наиболее примечательных экспонатов выставки. О них рассказал старший научный сотрудник музея им. Бахрушина Евгений Алпатьев.
– Этот экспонат – образец того, что национальный театр существовал как площадка для абсолютно разных художников. Эта работа была создана московским художником Яковом Штоффером для киргизского театра. В среднеазиатских республиках не было театральной традиции, а ее нужно было создавать. И выпускники российских художественных учебных заведений приезжали на место, пропитывались духом этих народов и создавали вот такие декорации. Такие мастера, как Яков Штоффер, создали местную театральную школу. Такие экспонаты позволяют увидеть истоки среднеазиатского театрального искусства, взаимопроникновение разных культур.
– В этом костюме Майя Плисецкая танцевала партию Хозяйки Медной горы в «Каменном цветке» Сергея Прокофьева.
– Этот макет Федора Федоровского к опере «Тихий Дон» победил на международной выставке конца тридцатых годов в Париже, автор получил золотую медаль. Это одна из шести частей макета, сделанного специально для выставки. На сцене все выглядело немного иначе – пространство было более глубоким. Этот экспонат – образец макетного искусства.
– Мартироса Сарьяна знают в первую очередь как живописца, представителя авангарда. Мало кто знает, что он был еще и театральным художником. С этого макета к опере «Алмаст» начиналась история армянского театра оперы и балета в 1933 году. Этот макет не выставлялся 50-70 лет.
– Это тоже творение Сарьяна, эскиз к тому же спектаклю. Такие вещи несут дух времени – сейчас большинство эскизов делаются на компьютере. Я не говорю, что это плохо. Это просто другой инструмент. Но я люблю рукодельные вещи, потому что в этих вещах больше самого художника. В них больше теплоты.