Сегодня в музее им. Крамского открылась первая из пяти художественных выставок международного Платоновского фестиваля искусств. В ближайшие два месяца, до 31 июля, в Воронеже можно будет увидеть собрание живописных работ Павла Кузнецова из фондов Саратовского художественного музея имени Радищева. Экспозиция работ художника, жившего в одно время с Андреем Платоновым, сначала так анонсировалась – «Современник» (открылась она под названием «Забытое будущее»). И хотя судьба Павла Кузнецов сложилась не так трагично, как жизнь Андрея Платонова, мировосприятие воронежского писателя и саратовского художника во многом очень схожи. Предполагается, что эта выставка станет центральным событием визуальной программы фестиваля-2013.
Павел Кузнецов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у таких мастеров, как Константин Коровин и Валентин Серов. Он сотрудничал с символистскими журналами «Искусство» и «Золотое руно», входил в объединение «Мир искусства». В 1904 году стал организатором и участником саратовской выставки символистов «Алая роза», а три года спустя организовал в Москве выставку «Голубая роза», которая дала имя целому периоду русского искусства начала ХХ века. Художнику еще не было и тридцати, когда его работы вошли в знаменитую экспозицию русского искусства, устроенную Сергеем Дягилевым в Париже. После явного успеха Кузнецов был избран членом Осеннего Салона (пожизненно) – подобной чести удостоились не многие русские художники.
Критики называли Павла Кузнецова и «русским гогенидом», и ориенталистом, когда он писал «степи и верблюдов», и художником с «мусатовским тоном». В его работах действительно есть и гогеновские краски, и символизм, и восточные мотивы. Но, пожалуй, сегодня его работы, написанные в первой половине XX века, можно было бы сравнить по настроению с Инстаграмом – телефонными фотографиями. Точно так же, как сегодняшние телефоно-фотографы, художник фиксировал простые моменты обыденной жизни, изображая женщину с корзиной яблок, дом напротив, букет ромашек на веранде, сбор капусты, салют на красной площади, u точно так же добавляет им красок, соответствующих его настроению. И точно так же любая мелочь на его картинах выглядит очень важным и очень личным кусочком большого мира.
– Почему на Платоновский фестиваль был затребован Павел Кузнецов? Его степной или, как его еще называют, киргизский цикл тематически перекликается с творчеством Платонова. Помимо общих тем они схожи ощущением части мира как огромной вселенной. Как Сент-Экзюпери в одном из своих писем писал: «Теперь я встречал на улицах дворников, подметающих свою часть земного шара». Вот и у Кузнецова так: ощущение огромной значимости человеческого деяния, будь то сбор яблок, цветение цветов, или кормление младенца, чувствуется в каждой его работе и перекликается с платоновскими идеями. Павел Кузнецов – художник достаточно бесхитростный, но вместе с тем мудрый. На него надо очень внимательно смотреть, если вы присмотритесь, увидите, как сложна эта живопись.
В 1940-50-е годы после обвинений в «эстетизме» и «формализме» работы Кузнецова перестали выставлять, а его самого отстранили от преподавания. Заслуженное признание вернулось к нему лишь в последнее десятилетие жизни. Сейчас работы Павла Кузнецова хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском музее, во многих региональных собраниях. В начале 1970-х годов наследники художника передали более четырехсот живописных полотен в дар саратовскому музею.
В экспозиции музея им. Крамского – 59 живописных работ Кузнецова. Они расположились в большом выставочном зале музея на первом этаже - его, кстати, отремонтировали к открытию. В таком объеме работы художника экспонируются впервые.