Персональная выставка известного воронежского художника и скульптора Федора Сушкова открылась в муниципальном выставочном зале на Кирова, 8, в пятницу, 11 сентября. Экспозиция будет работать до 9 октября. Вход свободный.

На выставке можно увидеть несколько десятков работ Федора Сушкова, большинство из которых ранее не экспонировались в Воронеже. Костяк составили картины на религиозную тематику, которой художник посвятил большую часть жизни. При этом у Федора Кузьмича был собственный взгляд на религию и божественное – он считал, что бог един, что представители разных конфессий не должны враждовать друг с другом, что наука – тоже результат творения бога. На его картинах изображены явления Христа и видения пророка Мухаммеда, образ Богородицы соседствует с химическими формулами, а объединяет все это повторяющийся образ «церкви всех религий».

Фото: 1 из 37

Фото — Михаил Кирьянов

– Современному человеку картины Сушкова могут показаться странными. Их вид непривычен для нас. Тут и божественные образы, и микроскоп, и сердце в разрезе, и ангелы на небесах. Ключ к пониманию его живописи – в понимании времени, в котором он творил. Советские люди привыкли жить без бога вообще. И Федору Кузьмичу, чтобы донести свои идеи о божественном, нужно было их каким-то образом сформулировать. А так как он художник, он формулировал их с помощью картин. Поэтому его полотна – такие конкретные. Это почти тексты, философские трактаты, только созданные средствами живописи. А его идеи представляются очень актуальными сегодня, когда мир старается нас максимально разобщить – разделить по полу, цвету волос, религиозным предпочтениям. У Федора Сушкова была миротворческая миссия, он писал о том, что все люди должны жить в мире, что все мы созданы равными, – объяснила один из организаторов выставки, искусствовед Жанна Корнева.

Фонд Федора Сушкова, созданный его внучкой Анной Назаровой, базируется в Италии. Специально для выставки в Воронеже его картины везли на грузовых фурах около трех недель – воздушные перевозки были невозможны из-за пандемии. «Чего мы натерпелись за это время! Повезло, что их ни разу не остановили», – рассказала Анна.

Кроме религиозной живописи в Воронеже выставили малоизвестные пейзажи Федора Сушкова, а также эскизы его знаменитых скульптур. Гипсовую версию кормящей младенца матери с «Памятника Славы» спасла из закрывавшейся мастерской коллега Сушкова, воронежский скульптор Антонина Толмачева.

– Федор Кузьмич был человеком, которого все слушали. Я помню, как к нему приходили священники из церкви – думали, они ему объяснят, в чем он неправ и что не так трактует в своих картинах. Но всегда выходило, что это он им рассказывал, в чем они ошибаются. Конечно, не всякий художник берется за такие темы, не каждый способен проиллюстрировать Библию, а тем более высказать свой взгляд на нее. Но у Сушкова была своя философия, и он очень твердо на ней стоял, – вспомнила Антонина Артемовна.

Справка РИА «Воронеж»

Федор Сушков – почетный гражданин Воронежской области. Родился в 1923 году в селе Новосолдатка Репьевского района. В 1941 году ушел на фронт, где командовал штрафным батальоном 8-й Панфиловской дивизии, получил ранение. В 1940–1950-х годах начал работать как скульптор монументально-декоративного искусства. В Воронеже установлены несколько знаменитых скульптур Сушкова – в первую очередь это монумент и стела на площади Победы и «Памятник Славы». Скульптор умер в 2006 году после продолжительной болезни. В 2019-м на доме, в котором жил и работал Федор Сушков, установили мемориальную доску.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter