Вчера, 7 июня, в выставочном зале воронежского отделения Союза художников открылась выставка работ знаменитого театрального художника, сценографа Давида Боровского. В экспозицию вошли 14 макетов и несколько десятков эскизов Боровского, сделанных им во время работы в разных театрах мира. Выставка приурочена к 80-летию со дня рождения известного сценографа.
Давид Боровский начал работать театральным художником в киевском Театре им. Леси Украинки. Он сменил много театров, пока в 1968 году не пришел в «Таганку» к Юрию Любимову, где они вместе поставили такие культовые спектакли как «Живой», «А зори здесь тихие», «Гамлет» и многие другие произведения, ставшие классикой театрального искусства. Любимов всегда называл Боровского своим соавтором и ревностно относился к его работе в других театрах. Тем не менее, Давид Боровский сделал немало декораций для МХАТа, «Современника», «Ленкома», многих зарубежных театров. За свою жизнь Давид Боровский успел поработать с известными театральным режиссерами – Львом Додиным, Олегом Ефремовым, Георгием Товстоноговым, Анатолием Эфросом и другими.
Давид Боровский скептически относился к выставкам, поэтому при жизни у него было всего несколько персональных экспозиций. Свою последнюю выставку «Избранное» Боровский по многочисленным просьбам коллег и друзей собрал лично. Именно эта экспозиция и составила костяк выставки в Воронеже. Здесь можно увидеть первые работы Боровского в Театре им. Леси Украинки, макеты декораций к знаменитым спектаклям «Театра на Таганке» и МХАТа, декорации к оперным спектаклям «Борис Годунов» и «Евгений Онегин», которые шли за границей.
Кроме того, на выставке представлены больше полусотни эскизов костюмов Давида Боровского для персонажей разных спектаклей.
В 2012 году при крупнейшем федеральном театральном музее страны – театральном музее им. Бахрушина – заработал первый в России музей театрального художника, «Мастерская Давида Боровского». Он был открыт в Москве, в той мастерской, где Давид Боровский действительно работал в последние годы жизни. Директор «Мастерской» Нинель Исмаилова рассказала, что такое количество работ Боровского выехало за пределы музея впервые.
- Давид Львович включил в экспозицию «Избранного» множество своих работ для киевского Театра имени Леси Украинки, потому что всегда говорил: «Этот театр – мое все». Всегда считал его своей родиной, ведь именно там его имя впервые появилось на афише. Но, безусловно, его «вторым домом» стала «Таганка», которой он посвятил 30 лет жизни. Поэтому в Воронеж мы также привезли макеты и эскизы из экспозиции «Золотой век Таганки», которую собрал его сын, Александр Боровский, – рассказала Нинель Исмаилова.
Директор Платоновского фестиваля Михаил Бычков поведал, что ощущает личную творческую связь с фигурой Давида Боровского. Еще студентом Краснодарского художественного училища, он изучал книгу по сценографии с изображением на обложке макета спектакля «Эшелон», который оформлял Давид Боровский. Затем в Краснодар на гастроли приезжал московский Театр на Малой Бронной со спектаклем «Дон Жуан», оформленным Боровским. Когда же на третьем курсе Михаил Бычков с другими студентами поехал в Москву «познавать, что такое настоящий театр», он сразу же попал в «Таганку» на спектакль «Пристегните ремни», созданный Юрием Любимовым вместе с Давидом Боровским.
- Чем ближе я был к театру, тем яснее для меня становилось, что Боровский – великий художник, во многом определивший и советский театр, и много чего в театральном мире в целом, – сказал Михаил Бычков. – В нашем городе очень во многих областях недостает по-настоящему высочайших образцов красоты, вкуса, творческого мышления, поэтому будет полезно наполниться этим миром великого театрального художника Давида Боровского.
Нинель Исмаилова показала несколько макетов Боровского, которые, по ее мнению, заслуживают особого внимания. Так, в декорациях к спектаклю «Евгений Онегин», который до сих пор идет в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, Боровский сделал двуцветные колонны. На балу они были белого цвета, а в сцене дуэли поворачивались черной стороной. А в спектакле «Гамлет», главную роль в котором исполнил Владимир Высоцкий, Боровский использовал подвижный занавес, который разделял сцену на две части, все время оставляя Гамлета как бы в стороне от прочих событий.
Выставка «Давид Боровский. Избранное. К 80-летию» проработает в выставочном зале Союза художников до 29 июня. На выставке можно купить книгу Давида Боровского «Убегающее пространство», в которую вошли мемуары великого театрального художника, интервью с ним, его письма и небольшие литературные произведения.