В галерее Х.Л.А.М. открылась выставка фотографий Игоря Пальмина «Среди художников», посвященная истории отечественного неофициального искусства. Фотограф Игорь Пальмин окончил Воронежский госуниверситет, затем работал фотографом в газете «Молодой коммунар», затем телевизионным оператором, а в конце 1961 года переехал в Москву. И хотя сам он всегда позиционировал себя как «архитектурный» фотограф (он известен как автор серий об архитектуре модерна и символизма, его работы напечатаны в десятках книг и журналов по искусству в России и за рубежом), в экспозицию в Х.Л.А.М.е вошли работы, которые сам автор никогда не выделял и вовсе не считал искусством.

С конца 1960-х Игорь Пальмин тесно общался с московскими авангардистами – писателями, художниками, скульпторами. В его объектив попадали ставшие теперь уже мэтрами Дмитрий Пригов, Эрнст Неизвестный и еще несколько десятков художников, чьи биографии теперь занесены в учебники, а работы находятся в Третьяковке, Эрмитаже и других крупнейших музеях мира.

 

На выставке в Х.Л.А.М.е – художники–представители «второго авангарда» до и после «бульдозерной» выставки: Янкелевский, Вейсберг, Зверев, Вечтомов, Немухин, Мастеркова, Плавинский, Краснопевцев, Рабин, Целков, Кабаков, Чуйков, Пивоваров, Булатов…

 

Творческие судьбы всех этих людей сложились очень ярко: о каждом из двух десятков художников на фото давно уже выпущены десятки монографий и альбомов, их работы переместились в крупнейшие музеи мира. В житейском плане все не так хорошо: кто-то погиб при невыясненных обстоятельствах, кто-то эмигрировал.

 

 

– В 1966 году многие из этих художников испытывали потребность выставляться. Они стали договариваться по институтам. Вот здесь на фото Институт мировой экономики – выставка длилась 2 часа. Кафе «Аэлита» – выставка длилась 45 минут. То есть их закрывали практически сразу. Все это история очень трагическая, но со счастливым концом, потому что все эти художники получили признание, пусть и десятки лет спустя,
директор галереи Х.Л.А.М. Алексей Горбунов.

 

 

На фотографиях Пальмина художники развешивают картины, пьют чай в своих мастерских, сидят за столом на даче, о чем-то спорят… Выставка «Среди художников» – это своеобразный фотодневник. Фотограф не ставил перед собой задачи: составить подробную хронику или фотоотчет. Так, например, фото «бульдозерной выставки» у Пальмина нет – он в это время был в отъезде. Он даже не стремится к художественности – в отличие от архитектурных фотографий Пальмина с идеально выверенной композицией и строгой геометрией – эти сделаны как будто случайно. Где-то они чуть размыты, у кого-то «отрезано» плечо – обычные бытовые фото, подобные которым встречаются в архивах у каждого из нас: Игорь Пальмин фотографировал своих друзей. Разница только в том, что друзьями его чаще всего были художники. Обычные дневниковые фотографии превратились в «книгу» по истории отечественного неофициального искусства 60-х–начала 80-х годов.

 

Поскольку для самого автора эти фотографии – никакое не искусство, то специально объединять их в выставку он не планировал.

 

 

– Игорь Пальмин – человек очень скромный, он эти снимки даже не считает искусством, это его личная жизнь, он называет их «информационная фотография», просто информация, хотя она стала уже историей искусства. Для него это все прошлое, к которому он не очень охотно обращается, и выставка эта ему, по сути, не нужна. Но мне удалось его уговорить, потому что это такие просветительские вещи: здесь история искусства, история фотографии, история художников и коллекционеров, история работ, которые теперь находятся в крупнейших музеях мира. Здесь можно смотреть на костюмы, на прически, на лица, на эмоции,
директор галереи Х.Л.А.М. Алексей Горбунов.

 

Выставка будет работать в Воронеже до 20 марта в галерее Х.Л.А.М. (ул. Депутатская, 1).

Вход свободный.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter