Арт-объекты из обрезков ткани показали в Воронежском центре современного искусства. Первая персональная выставка молодой воронежской художницы Евгении Ножкиной «Точь-в-точь», открывшаяся 5 ноября, стала результатом ее работы с кураторами Арсением Жиляевым и Екатериной Шуйковой.
В экспозиции – два десятка своеобразных аппликаций из обрезков, оставшихся в ателье после того, как из куска ткани выкроили изделие. Какие-то из них напоминают по форме каких-то существ, другие – рожицы, третьи – объекты. Евгения Ножкина предлагает зрителям включиться в эту игру и прочесть образ только по форме и цвету. «Художница работает с особенностью восприятия человека складывать визуальные образы в законченные композиции, гештальты, как правило, насыщенные ассоциациями», – объясняют этот проект кураторы.
– У моей крестной есть ателье, она всю жизнь шьет, и я с детства приходила, вытаскивала у нее из коробки с обрезками эти кусочки ткани и радовалась, какие они прекрасные, – рассказывает Евгения о своих экспериментах с тканями. – После учебы я работала в театре и художником, и художником по костюмам. И там я должна была не просто одеть актера, а должна была составить образ, который расскажет о человеке всю его историю, его характер и его желания. Как лицо говорит нам, какой человек есть - жесткий и прямолинейный или мягкий - так и тут.
Эксперименты Евгении Ножкиной с тканью воронежские любители искусства уже видели в коллективных проектах молодых художников. Так, например, похожие объекты стали частью выставки «Застывшие в ожидании» в мае этого года. Но если там Евгения больше работала с фактурами ткани, то здесь на первое место вышли поиски формы.
– Эта выставка о поиске формы, поиске ощущения ткани. Разные материалы навевают нам разные образы и каждый из нас, идя по улице, встречает листочки, сложенные в рожицу. Это своеобразная игра, все мы ищем такие образы вокруг нас. И здесь тоже разные работы из разных материалов производят разное впечатление,
Все экспонаты выставки – это реди-мэйды (то есть уже готовые, не созданные автором объекты). Ни один лоскут при создании выставки не пострадал – художница не подрезала их и не дополняла.
– В ход идут отрезы ткани не нужные, но обладающие памятью, – комментируют работу художницы кураторы выставки. – Безличная индустриальная форма наполняется художницей личным содержанием, будь то память вещей или же детское желание складывать треугольники в улыбающиеся рожицы. Зрителя как будто бы приглашают присоединиться к забавной игре в «угадайку». Например, сделать рожицу из цветной тканевой аппликации, которая будет точь-в-точь похожа на приятеля, стоящего по соседству. Но увлекаясь стихией игры, мы все глубже и глубже спускаемся в катакомбы нашей памяти, в эпоху, когда первые самые простейшие изображения человека наносились на стены пещер, а по полу были разложены шкуры животных, несущие спасительно тепло жизни.
Попробовать «прочитать» текстильные образы воронежцы могут до конца месяца – выставка будет работать в ВЦСИ (пр. Революции, 29) до 28 ноября. Вход свободный.