Ретроспективная выставка Аркадия Давидовича «Великий гений всех времен и народов» открылась в Воронежском центре современного искусства (проспект Революции, 29) в воскресенье, 3 марта. Посетить ее можно до 14 апреля. Вход свободный, приветствуются добровольные пожертвования на развитие ВЦСИ.
Над выставкой работала группа молодых воронежских и московских художников. Их целью было рассмотрение творческого метода Давидовича в контексте современного искусства XX века. Для многих воронежцев Аркадий Давидович – городской сумасшедший, который прогуливается по проспекту Революции, цитируя собственные афоризмы и фотографируясь с прохожими. Для других он герой абсурдистских роликов на YouTube и интернет-мемов. Художники, знакомые с Давидовичем, решили представить в одной экспозиции все его ипостаси.
– Главной нашей идеей было то, что Аркадий Филиппович, сам того не зная, действовал как художники послевоенного авангарда, которые жили в Югославии и других странах Восточной Европы или принадлежали к кругу московских концептуалистов. Он сам как художник себя никогда не идентифицировал и не знал об этом, но его методология очень схожа с их работами. Мы хотели показать его деятельность не в контексте литературы или YouTube-культуры, а как нераспознанного концептуалиста. Вне контекста музея современного искусства деятельность Давидовича может выглядеть как безумие, но по методологии она повторяет то, что делали и другие художники его поколения, – рассказал один из создателей выставочного проекта художник Арсений Жиляев.
Целый зал ВЦСИ заняли белые таблички с афоризмами Аркадия Давидовича, развешанные по стенам. В другом помещении проектор транслирует видео с Давидовичем, созданные творческой студией Homunculus Film. Эта студия в 2015 году сняла фильм «Гомункул», в которой Давидович исполнил одну из главных ролей.
Самый большой зал Центра заняла инсталляция «Цикл вечной жизни Аркадия Давидовича». Это временная шкала, на которую нанесены даты от момента зарождения вселенной до 2057 года. Аркадий Давидович представлен как мощный искусственный интеллект, который оставил свои следы во всех важнейших событиях в истории галактики, Земли и человечества. Например, по мнению художников, Давидович поспособствовал развитию устной речи первобытных людей 100 тыс. лет назад, подсказал Эйнштейну теорию относительности, а в будущем – стал нейросетью.
– Идея с вечной жизнью Аркадия Давидовича была связана с его методом работы. Он много работает с апроприацией, присваивает и переделывает чужие тексты – например, Сократа, Бальзака. Мы решили это усилить и создать нейросеть, которая на основе его текстов делала бы что-то новое, и превратила бы его самого в концептуального персонажа. И таймлайн спекулирует на этой идее, развивая ее до вселенских масштабов. У нас Давидович – это сильнейший искусственный интеллект, который, как терминатор, посылает в прошлое зачаток Вечного Давидовича, чтобы во вселенной произошел Большой взрыв, в результате которого возник физический Аркадий Давидович, затем нейросеть, и все повторилось бы, – рассказал Арсений Жиляев.
На выставке все желающие могут считать QR-код и оценить афоризмы Давидовича, переработанные нейросетью. В ближайшее время этот инструмент станет доступен в виде приложения на Google Play.
Специально для экспозиции в ВЦСИ перенесли рабочий кабинет воронежского афориста – стол, стеллаж с неразрезанными книгами сатирических рассказов, картины Валентины Золотых – возлюбленной автора. Художник и скульптор Иван Горшков создал фонтан «Гомункул» из мяса и волос – «живую» отсылку к одноименному фильму.
Сам Аркадий Давидович во время работы выставки будет находиться в Центре, все посетители смогут с ним пообщаться.