Групповая выставка «Улыбнись, ягненок гневный» откроется в мастерской «Дай пять» (Пятницкого, 52, квартира 5) в 20:00 в пятницу, 13 марта. Об этом сообщили организаторы.
– Название – это первая строчка стихотворения Мандельштама: «Улыбнись, ягненок гневный с Рафаэлева холста, – на холсте уста вселенной, но она уже не та…». Оно было написано рядом с тем домом, где пройдет выставка. Тем самым мы делаем привязку к местности и отдаем дань поэту, – объяснил корреспонденту РИА «Воронеж» куратор Илья Смирнов.
Илья Смирнов – выпускник Венской Академии изобразительных искусств. За его плечами большой опыт работы на международной арене, вплоть до основания собственных галерей в Нью-Йорке и Москве.
По словам организаторов, проект посвящен аберрации памяти в контексте тоски по культуре. На выставке представят работы восьми художников из нескольких городов и стран. В том числе группы «Коллективные действия», стоящей у истоков московского концептуализма, художника и сооснователя проекта TZVETNIK Виталия Безпалова, скульптора из Вашингтона Женевьевы Хоффман.
Стихотворение «Улыбнись, ягненок гневный» входит в корпус «художественной» лирики Осипа Мандельштама. Оно было написано в последние месяцы ссылки поэта в Воронеже. Мандельштам тогда жил на улице Пятницкого, 50. Прежний дом стоял по соседству со зданием, где сейчас расположена мастерская «Дай пять». Сохранившая «Воронежские тетради» (рукописи стихотворений 1935–1937 годов) соратница поэта Наталья Штемпель предполагает, что по какой-то ассоциации Мандельштам вспомнил картину Рафаэля «Мадонна с ягненком». Его жена Надежда Мандельштам в своих воспоминаниях высказала мнение, что таким образом опальный поэт выражал тоску по Эрмитажу.
– В воронежском музее картин Рафаэля нет. Складки на коленях Мадонны действительно синие, а океан отсутствует. Вдалеке проступают сквозь дымку мягкие горы и пушистые деревья, явно не тростинки рощ на скале черствее хлеба. Как будто иконная горка заместила в памяти фон, на что косвенно указывает восхитительная мощь несуществующих углов неба – вместо них голубой градиент. Писался текст на последнем году ссылки скорее как собирательное впечатление о многих изображениях, чем мысленная репродукция конкретной работы, хотя совпадения с Sacra Famiglia con l’angello («Святое семейство» Рафаэля) определенно есть. Агнец там выглядит уже добросердечным, – интерпретировал Илья Смирнов.
Выставка продлится до 29 марта. Вход по системе рay that you want («донат», плати сколько хочешь).