Сегодня, 11 марта, Воронежский облсуд повысил потерпевшей Марии Исхаковой компенсацию морального ущерба с 200 тыс. до 400 тыс. рублей. Рассмотрев апелляцию матери убитой девушки, судья решил, что ее претензии по поводу суммы компенсации, назначенной Ленинским райсудом, обоснованы. Поэтому в ее пользу с государства в качестве возмещения морального вреда, причиненного незаконными действиями, бездействиями и решениями госорганов, будет взыскано в два раза больше – 400 тыс. рублей.
Подобные гражданские дела против силовиков, выигранные потерпевшими – исключительная редкость в судебной практике. А сумму ущерба в 400 тыс. рублей можно назвать прецедентной. Мария Исхакова 6 лет добивалась приговора для двух братьев, виновных в гибели ее дочери. А теперь мать смогла доказать, что волокита с наказанием произошла из-за непрофессионализма и недоработок отдельных сотрудников.
- На апелляции представитель прокуратуры снова признал, что мои права грубо нарушались, что по вине их сотрудников следствие затягивалось. Он даже сказал, что приговор убийцам был вынесен благодаря активной жизненной позиции потерпевшей. То есть если бы я не жаловалась, не настаивала посадить их, то они бы могли остаться без наказания, - рассказала Мария Исхакова в беседе с корреспондентом РИА «Воронеж».
Все, кто знаком с историей расследования дела об убийстве дочери Марии Исхаковой, признают, что большую роль сыграли именно усилия и настойчивость матери. Следствие по делу об убийстве ее дочери Елены Шуровой постоянно приостанавливали, но всякий раз мать своими жалобами добивалась возобновления расследования. Мария Исхакова отметила, что впервые с 2006 года прокуратура признала, что ее права как потерпевшей грубо нарушались, только в Ленинском райсуде в ноябре 2013 года. После чего суд назначил Исхаковой компенсацию морального ущерба в размере 200 тыс. рублей.
Жизнь 23- летней Лены Шуровой трагически оборвалась 24 февраля 2006 года. Девушка работала в семилукской районке и училась на факультете журналистики ВГУ. Лена пошла погулять с друзьями детства — братьями Сергеем и Романом Масловыми. Утром ее, задушенную, нашли в ста метрах от дома, на берегу реки. Судмедэксперт насчитал более 40 кровоподтеков и ссадин на теле Лены, ее били так сильно, что разорвалась почка. На тех, кто убил Лену, многое указывало с самого начала. Но из-за недоработок силовиков, из-за ошибок при сборе доказательств подозреваемых через несколько месяцев отпустили из СИЗО. Россия выплатила им на двоих больше 300 тыс. рублей.
Лишь в 2011 году благодаря новейшим технологиям судебной экспертизы, которых в 2006 году еще не было, появилась возможность оценить обстоятельства гибели Лены по-новому и доказать вину Масловых. В январе 2012 года 37 летний Сергей Маслов за «убийство, сопряженном с изнасилованием», «совершение насильственных действий сексуального характера» и «покушение на изнасилование» получил 17 лет строгого режима. Его 30 летний брат за пособничество в покушении на изнасилование и в совершении насильственных действий отправился в тюрьму на шесть с половиной лет. Вместе с приговором суда в рамках гражданского иска была назначена компенсация с осужденных в размере 800 тыс. рублей. Однако братья не возместили Исхаковой даже ее часть.
Выигрыш Марии Исхаковой в суде у государства справедлив и оправдан не только юридически, но и чисто по-человечески. На протяжении расследования мать убитой девушки мало того, что переживала сильнейшее горе – она также испытывала сильнейший стресс от действий следователей. Так, когда Мария Николаевна боролась за продолжение следствия, один из следователей предлагал признаться в убийстве собственной дочери. А через полгода после похорон дочери Мария Исхакова, придя на кладбище, обнаружила могилу Лены пустой. Как выяснилось позже, следователи назначили эксгумацию тела убитой, но при этом «забыли» оповестить мать о новой экспертизе.
– Мне страшно представить, что если бы я сама не стала писать жалобы в различные инстанции на бездействие и действия следственных органов, то виновные в смерти моей дочери спокойно бы жили на свободе и, возможно, никогда бы не понесли наказание за содеянное,