На днях в «Полтиннике» прошел оглушительный концерт группы «Чайф». Оглушительный в буквальном смысле – из колонок доносился настолько тошнотворно-пронзительный звук, что у зрителей первых рядов не только уши закладывало, но и все тело содрогалось. «Здррравствуйте, ррродные! Очень рады снова быть в Воронеже!» – коронно поприветствовал публику Владимир Шахрин и, словно извиняясь за причиненные акустические неудобства, заметил, что хорошо помнит эту площадку еще с прошлого выступления коллектива: «…тяжелый зал, железобетонный я бы даже сказал», - с грустью вздохнул он.
И, чтобы разом отсечь все неприятные моменты, обозначил для поклонников главную задачу, а именно – душевно отпраздновать 20-летие альбома «Дети гор». Эту пластинку музыканты считают веховой в истории группы и специально посвятили ей нынешний большой гастрольный тур.
- То было знаковое время для нас. В 91-м году изменилось название нашей страны, города, в котором я живу, улицы. Перестал существовать свердловский рок-клуб, мы стали самостоятельной единицей, у нас появились продюсер, директор группы, наступило время шоу-бизнеса, - рассказывал воронежцам Шахрин. К юбилею альбома «Чайф» сделал необычный подарок поклонникам – переиздал пластинку «Дети гор» на виниле. Лидер команды пояснил, что вообще слушает музыку только на виниле – нравится, как звучит. Да и вообще сейчас, по его словам, винил переживает второе рождение – в музыкальных магазинах этих носителей продают больше, чем CD и DVD вместе взятых.
На концерте было решено сыграть все 10 песен культового альбома, причем в том же порядке и с теми же аранжировками, как они записаны в оригинале. «И это будет наше увлекательное путешествие на 20 лет назад, мы туда все с удовольствием окунемся», - сказал Шахрин и начал концерт с заглавной песни пластинки – трогательной «Мама, она больше не может…».
Несмотря на лирическое содержание и отнюдь не танцевальное настроение композиции, многие поклонники очень резво повскакивали со своих мест и заняли боковые проходы и ступеньки, ведущие на балкон. Поначалу охранники еще как-то пытались осадить пыл веселящегося народа и рассадить «согласно купленным билетам», но поняв всю безысходность затеи, смирились и перестали препятствовать. Попросили только не лезть на сцену.
Вот и под следующую, философскую песню «Трамвай», которую рокеры посвятили «людям героической профессии, способным каждый день просыпаться в 4-5 утра, садиться в железные машины и двигаться по кругу» фанаты бесновались во всю – у них там проходил собственный концерт. Одни нетрезвыми голосами подпевали группе, другие, заглушая артистов, выкрикивали названия песен, которые они хотят услышать. Третьи требовали «что-нибудь повеселее».
Тут по списку как раз должна была прозвучать заводная вещица «Зажги огонь в моих глазах», но случилась неприятность: у барабанщика сломалась педаль ударной установки. В связи с этой досадной накладкой Шахрину пришлось импровизировать и на ходу вспоминать, какую песню коллектив может сыграть без ретировавшегося за кулисы ударника. В зале неуважительно засвистели... «Ну-ка, цыц, я сказал!» - скомандовал фронтмен и затянул симпатичную, немного наивную песенку «Кто-то хитрый» - про плюшевого мишку и зайца в футболке. На финальных аккордах примчался барабанщик с новой педалью и поклонники радостно захлопали. В полном составе артисты вернулись к обещанной, согласно списку, композиции, адресовав ее «всем барышням Воронежа, которые с наступлением настоящей весны теперь уже точно могут заняться своими прямыми обязанностями – зажигать огонь в глазах мужчин».
Предваряя рок-н-ролльную композицию «Внеплановый концерт», Шахрин вспомнил самое первое выступление «Чайфов» в Воронеже: «Мы играли в каком-то кинотеатре, там стояли две колонки «Радиотехника S-90» со всеми акустическими изъянами, порожденными советской системой. И у нас получился действительно внеплановый концерт – почти как сегодня!» - рассмеялся он, кивая в сторону ужасно фонивших «современных» усилителей.
Закончить мысль Шахрину не дала одна из зрительниц. Девушка с самого начала концерта пребывала «под градусом» и крайне неадекватно реагировала на происходящее вокруг. То она кричала что-то нечленораздельное, то пыталась обниматься с охранниками, а на одной из песен вообще умудрилась потерять золотые украшения. Вместе с подружкой и бедолагой-охранником она потом несколько минут чуть ли не на коленках ползала по полу и искала свои кольца. Сидевшие в партере зрители, уже порядком уставшие от пьяных выходок мамзели, решили поскорее закончить этот балаган и тоже присоединились к поискам драгоценностей. Общими усилиями нашли. На радостях девица стала еще громче вопить, чтобы Шахрин спел «Ой-йо!».
- Эй, хватит орать! Женщина, мы вас услышали, нам два раза повторять не надо, хорошо? Я же сказал, сначала мы сыграем все десять песен с альбома «Дети гор», а потом - что попросите», - попытался унять ее Шахрин.
- Следующая песня появилась на пластинке самой последней, когда нам уже казалось, что весь альбом готов. По моим ощущениям, она совершенно не вписывалась в формат альбома. Но ребята сказали, что песня хорошая, и какая разница рок-н-ролльная она или нет. И мы ее в серединку трек-листа спрятали, даже не представляя, какая судьба эту песню ждет. Но спустя годы она стала популярной настолько, что под нее и солдаты маршируют, и на «Битве хоров» люди побеждали с этой песней, - продолжил рокер и исполнил легендарную «Не спеши» вместе с залом.
Далее по плану стояла песня «А то», в простонародье «Комиссарша». Шахрин уже приготовился рассказать историю ее возникновения, но тут снова активизировалась «старая знакомая». «Сергей, спойте «С войны»! – закричала пьяная фанатка. Окружающие гневно зашипели, кто-то крепко выругался матом, но девица не унималась и упорно продолжала взывать к совести «Сергея» - даже несмотря на то, что все окружающие уже хором подсказывали ей, что солиста группы зовут вообще-то Вовой.
- Дайте ей кто-нибудь плей-лист, чтобы она понимала, что мы играем альбом «Дети гор» и знала порядок песен», - начал уже выходить из себя Шахрин. «Или дайте ей кто-нибудь в бубен!» - поддержал тезку Бегунов. «Ну вот, ты меня сбила, - никак не мог успокоиться артист. - Будешь так мужчину перебивать, не будешь такой красивой, как твои соседки…
Но «красавица» продолжала мочить корки. Теперь она переключилась на сидящих в партере зрителей. «Люди, ну что вы сидите? Вам не стыдно? Вставайте, давайте танцевать! – донимала она обладателей самых дорогих билетов и даже попыталась вытащить за рукав одного парня. Но отдавшие по три тысячи рублей за место ни в какую не хотели смотреть концерт стоя, а потому чуть ли не в пинки отмахивались от назойливой фанатки. «Эх вы, бизнесмены чертовы! - обиженно протянула «героиня вечера» и вновь стала взывать к совести музыкантов. - Мы вас любим, Сергей! Моему сыну 16 лет, ему по возрасту уже домой пора! Он впадет в панику, если не услышит свои любимые песни», - решила сменить тактику она.
- Да уймись ты уже, горластая моя! Тихо! Все те четыре песни, которые вы знаете из нашего репертуара, мы обязательно исполним. Вы их все услышите, я вам клянусь. Друзья, вы только представьте, что будет, если эта дама в театр попадет! Сидят люди во МХАТе, дают «Анну Каренину». А она сразу начнет орать: «Под поезд ее бросай! Под поезд ее бросай!» Всему свое время, - отшутился предводитель группы и вернулся к истории создания «Комиссарши».
- Песня посвящена последней комиссарше студенческого строительного отряда. В начале 90-х эти отряды, пытаясь заработать денежек, приезжали в села и строили кривые коровники. Студенты в этих отрядах делились по половому признаку: мальчики - налево, девочки - направо. И были там командиры, отвечавшие за производство, и комиссары с комиссаршами, отвечавшие за моральный облик коллектива. Когда мы сочиняли эту песню, у нас перед глазами стоял как раз такой женский стройотряд. Помню, девочки уезжали на работу летом в таких коротеньких курточках защитного цвета, их почему-то легкомысленно называли «целинками». И к концу лета некоторые возвращались уже без… курточек. Значит, комиссарша не уследила, как девочка потеряла… курточку! - под всеобщий хохот закончил эту жизненную историю музыкант.
Перед «Не говори никому» лидер «Чайфа» обратился к поколению 80-х – тем, кто помнил, что такое капустники на квартире:
- Сидишь ты на кухне с товарищами и какими-то мало знакомыми людьми. Вы вместе проводите вечер, что-то выпиваете, потом расходитесь по домам. Вроде бы, обычный вечер, ничего особенного… А потом через несколько лет, десятилетий, ты вдруг понимаешь, что тогда на кухне рядом с тобой сидели боги с Олимпа. Думаю, в вашей жизни происходили такие случаи. И это песня о таких людях и таких событиях.
Сыграв заводную хулиганскую «Не дай мне повод» и серьезную, с философским контекстом «Псы с городских окраин», Шахрин перешел к заключительной композиции альбома. Назюзюкавшаяся фанатака, порядком подуставшая ждать свои любимые песни, заметно воодушевилась и с новыми силами принялась размахивать руками. А когда екатеринбургский рокер еще и предложил воронежским барышням помочь ему «сводным женским хором» спеть финальную вещь «У зимнего моря», хмельная солистка едва ли не громче всех принялась исполнять его просьбу.
Ну и чтобы совсем закончить с пластинкой и, как выразился Владимир, «перейти к караоке-блоку для тех, кто знает две-три известные песни группы», он поведал такую историю.
- Когда в 92-м году мы записывали в Москве альбом «Дети гор», у нас не получилось присутствовать на его студийном сведении. Деньги кончились быстрее, чем мы успели записать все инструменты и вокальные дорожки. А жили мы тогда десять дней в общежитии им. Хруничева, по четыре человека в комнате, с единственном умывальником на весь этаж где-то в конце коридора. Так вот, когда мы уезжали, попросили звукорежиссеров скинуть нам предварительную, без всяких обработок, запись альбома. В прошлом году я нашел эту кассету у себя. И нам показалось, что она звучит намного честнее, гораздо ближе к тому, что мы изначально задумывали. И мы переиздали пластинку «Дети гор» с пометкой «rough mix» - специально для тех, кто хочет послушать, как звучал ранний «Чайф».
Наконец, к радости собравшихся, музыканты перешли к «концерту по заявкам». Но тут случилась очередная напасть с барабанщиком – посреди песни он вдруг резко вскочил со своей установки и ушел за кулисы.
- С Валерой что-то происходит, ему нехорошо, играет через силу. Неприятно… Когда 28 лет выступаешь вместе, прямо спиной чувствуешь, что позади тебя что-то не так, - растеряно произнес Шахрин. Из зала кто-то робко прокричал: «Здоровья!», а затем уже несколько голосов продублировали: «Валера, выздоравливай!» Северин отсутствовал всего одну песню, а когда вернулся, публика тепло встретила его аплодисментами.
- Следующую песню мы посвящаем всем влюбленным разнополым парам города Воронежа… В однополых мы ничего не понимаем, а с разнополыми в течение жизни разобрались, - схохмил фронтмен группы и затянул «Не доводи до предела». Дальше были и «старинная бурлацкая» «Никто не услышит» (она же «Ой-йо»), и «Аргентина-Ямайка» - «для детей, которых родители хитростью затащили на концерт, сказав, что там будет весело». «Ну что, дети, родители вас не обманули?» - вопрошал у юных поклонников артист, забавно пританцовывая в духе Элвиса Пресли.
- А это достаточно старинная песня, написанная нами в 82-м году. Почему-то нам тогда показалось, что жизнь практически закончена, что больше ничего интересного в ней не произойдет. А когда наступила старость, я понял, что эта наивная юношеская песня, это юношеское недоразумение, останется с нами. Это будет наша такая «стильная штучка». И несколько лет назад, к нашему удивлению, эту песню отобрали для фильма «Стиляги». Помните, как в конце картины неформалы радостно марширует под нее?
Зал с готовностью откликнулся подпевать музыкантам киношный хит «Шаляй-валяй».
А затем Шахрин, не называя вслух имен и фамилий (но зрители и так прекрасно понимали, о ком идет речь), поведал о таком любопытном факте:
- Один очень известный водитель, самый знаменитый в стране перегонщик желтой «Лада-Калины», во время своего грандиозного атвопробега по Дальнему Востоку, остановился в придорожной кафешке. И вездесущие журналисты обнаружили в его бардачке компакт-диск группы «Чайф». С тех пор диск с песнями группы «Чайф» входит в базовую комплектацию автомобиля, - пытаясь сдержать смех, вещал со сцены Владимир Шахрин. А история с чудо-машиной послужила прологом к нетленке «Рок-н-ролл этой ночи».
К слову, припев из этой вещи Шахрин исполнил в нескольких вариациях: «для настоящих воронежских «зизитопов», у которых борода уже в пузо ушла и они не могут двигаться» - в стиле блюз со вставками пения «йодлем», «для работников бухгалтерии и училок» - на мотив вальса, и для поклонников творчества группы «Бутырка» - в блатной манере. В общем, угодили всем слоям населения.
- Практически все артисты, выступающие в Воронеже, говорят банальные вещи, типа того, что в Воронеже самые красивые девушки. Мы об этом говорить не будем - вы и сами это прекрасно знаете. Вашим красавицам мы и хотим посвятить песню «17 лет», - приступили к прощанию гости из Екатеринбурга. - Спасибо за отличный вечер. По всем законам драматургии, если на стене висит ружье, оно должно выстрелить. В зале есть люди, которые купили футболки, банданы, бейсболки оранжевого цвета? (перед концертом в холле шла бойкая торговля сувенирной продукции с логотипом группы, - прим. авт). Те, кто приобрел «национальную» одежду, сейчас должны спеть вместе снами «национальную» песню группы «Чайф» - «Оранжевое настроение».
В завершение бодрой «студенческой» песни по призыву Владимира Шахрина на сцену поднялись дети и в едином ритме с залом стали делать «солнечные фонарики» - раскачиваться из стороны в сторону с поднятыми вверх руками. Так зрители вместе с музыкантами поблагодарили всех тех, «кто организовал концерт, кто работал на сцене, кто не сидит по барам и не пьет дрянное пиво, а также тех, кто не остался у телевизоров, чтобы посмотреть «Дом-2».
После того, как рокеры скрылись за кулисами и на сцене приглушили свет, публика начала громко свистеть и хлопать, вызывая артистов на бис. Бонусом Владимир Шахрин исполнил трогательную композицию «С войны» - ту самую, что весь концерт настоятельно требовала поддатая девица.
- Мы решили вспомнить еще одну дату, которая для нас очень важна, - поделился с воронежцами предводитель «Чайфов». – Тридцать лет назад в Свердловск приехали двое мальчишек из Питера, совсем молодые парни, им было по 18-20 лет. Одного очень странно звали Майк Науменко, а другого – Виктор, с не менее странной фамилией Цой. Они под две простые гитары играли в красном уголке общежития архитектурного института, и народу там было человек 50-60 – больше туда просто не вмещалось. Это был 82-й год… Тот концерт стал очень значимым для нас… Сегодня нам очень-очень не хватает этих парней. Мы стали на своих концертах играть их песни - наверное, потому, чтобы им ТАМ было приятней, - поделился Шахрин и сыграл Цоевскую «Печаль» и «Пригородный блюз» Майка Науменко.