Сегодня, 7 июня, в Воронеже прошла эстафета-чтение – ежегодная акция литературной программы Платоновского фестиваля искусств, во время которой люди по очереди читают произведения Платонова с открытой сцены. В этом году для коллективного чтения организаторы фестиваля выбрали повесть Платонова «Ювенильное море». Помимо известных людей, которых пригласили поучаствовать в чтении, записаться на эстафету мог любой желающий – для этого нужно было подать заявку и пройти отбор.
Всего в эстафете этого года приняли участие более 60 человек. Среди них были и почетные гости фестиваля – руководители и кураторы музеев, искусствоведы, ректоры вузов – доктор философских наук, замдиректора Института философии РАН Сергей Никольский, профессор ВГУ Владимир Варрава, директор Камерного театра Олег Ткаченко, гендиректор театрально музея им. Бахрушина Дмитрий Родионов, ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий и ректор ВГАИ Эдуард Бояков, куратор выставочной программы Платоновского фестиваля Тамара Цыганова.
Отрывок под номером 51 прочел глава региона Алексей Гордеев, ближе к финалу повести выступил директор Платоновского фестиваля Михаил Бычков. К ним присоединились обычные воронежцы: студенты, курсанты, бухгалтеры, юристы, бизнесмены. Каждому досталась страничка текста и примерно три минуты «сценического» времени.
– Чтобы не перепутать, кто за кем, у нас пронумерованы страницы, а еще нам посоветовали записать себе предложение, которым заканчивается предыдущий отрывок, – пояснила участница эстафеты, арт-менеджер Елена Дудукина.
К эстафете воронежцы готовились по-разному: кто-то долго репетировал свой кусочек, кто-то читал прямо с листа.
– Руки до сих пор трясутся, – призналась юрист Ольга Минакова, – Я свою страничку получила только сегодня: в специальной организационной встрече не участвовала – была в это время в командировке, поэтому пришлось несколько раз прочесть текст перед выходом на сцену. Хорошо, что правильные ударения я помню со школы: моя мама учитель, поэтому с языком у меня все хорошо.
А вот электромонтажник Николай Дорош для того чтобы прочесть текст с актерской экспрессией, разметил свою страницу линиями и стрелочками, которые показывают, где повышать интонацию, а где – понижать.
– Читать стихи со сцены я привыкла, но когда читаешь вслух прозу – это абсолютно иное ощущение, – рассказала поэт Вера Сафонова. – Текст воспринимается совершенно по-другому, когда читаешь его про себя, то, бывает, не замечаешь, что в нем есть какие-то длинноты или даже просто интересные звукосочетания, задуманные автором. «Ювенильное море» я читала давно, но вслух оно звучит совершенно иначе.