В центре Воронежа на улице Донбасской завершается строительство храма Армянской святой апостольской православной церкви. Дело вроде бы благое. Армянская диаспора – одна из самых активных национальных и религиозных общин в Воронежской области, имеет здесь многовековые корни, а в 1909 году армянская апостольская церковь открыла в Воронеже свой молитвенный дом. Но при всем уважении к религиозным чувствам армян, приходится признать, что скандал, разразившийся по поводу строительства новой церкви, произошел не на пустом месте.
Городская власть признала возведение храма самовольным. При этом сама церковь у всех на глазах продолжает стремительно расти.
Как уже сообщали региональные интернет-издания, застройщиком выступает предприниматель Камо Чобанян (совладелец гостиницы «Полет»), у которого отсутствуют разрешительные документы на строительство культового здания.
РИА «Воронеж» решило разобраться в подробностях ситуации.
Бульдозеры не пройдут!
Заместитель председателя областной армянской общины «АНИ» Гаик Асоян поначалу охотно согласился прокомментировать ситуацию. Гаик Ашотович пояснил, что церковь строит не армянская община, у которой нет таких средств, а бизнесмены.
- Они меня заверили, что в ближайшее время вопрос будет решен полностью. Сейчас идет согласование недостающих разрешительных документов на строительство, и это просто технические формальности. У городской администрации, у архстройнадзора нет никаких принципиальных возражений против строительства церкви. В этой связи нам, армянам, гораздо интереснее другое: почему вдруг в прессе началась кампания против строительства в Воронеже армянского православного храма? Он строится не только для армян, но и для русских, и для всех православных воронежцев. Ведь это будет не ночной клуб.
По словам Гаика Асояна, если храм начнут сносить, то все армяне региона «лягут под бульдозеры».
Очевидное невероятное
Между тем, в отделе выдачи разрешений на строительство воронежской городской администрации РИА «Воронеж» сообщили, что строительной фирме Камо Чобаняна выдано предписание на приостановление всех работ, так как необходимый пакет документов на строительство именно культового здания не предоставлен до сих пор. Кроме того, изначально участок выдавался предпринимателю Чобаняну совсем под другой вид строения. На каком этапе и кем было принято решение на очень небольшом участке земли в самом деловом центре Воронежа строить армянскую церковь – неизвестно до сих пор. Ясно лишь, что отдельно взятый предприниматель не мог такое решение принять единолично.
- Армянская православная церковь не состоит в каноническом общении с Русскою православной церковью и не входит в единство всей православной церкви. Епархию никто не информировал о строительстве в Воронеже армянской церкви, и никто нашего позволения не спрашивал, - прокомментировали ситуацию в Воронежской и Борисоглебской епархии.
- В областной межконфессиональный совет никто не обращался в связи с началом строительства в регионе нового храма. Между тем, его воздвижение должно согласовываться и с епархией, и с межконфессиональным советом. Если армянская православная церковь будет и дальше строиться без разрешения и согласования с нами и с епархией, то у инициаторов строительства будут проблемы,
- Чтобы начать строить конкретного вида сооружение, необходимо разрешительное заключение межведомственной комиссии, в которую входят службы главного архитектора, санэпид- и пожарнадзора и многие другие. Здесь важно оценить, в том числе с инженерной точки зрения, можно ли считать данный вид сооружения безопасным для жителей и близлежащих строений, будет ли он вписываться в архитектурную концепцию города. На сегодняшний день Камо Чобанян никаких документов на строительство культового здания на выкупленном участке в органы исполнительной власти не предоставил. Поэтому пока даже нет речи о начале работы комиссии, разрешающей или запрещающей возведение церкви. Любые строительные работы на этом участке сейчас признаны самовольными, - пояснили в городской администрации.
Тем не менее, на протяжении этой и предыдущей недели строительные работы на участке активно ведутся каждый день.
Это будет Эйфелева башня!
Во время второй нашей беседы Гаик Асоян отказался еще раз прокомментировать инцидент с учетом всех новых подробностей и, по сути, «открестил» областную армянскую общину от строительства в Воронеже Армянской святой апостольской православной церкви.
- Нет, никаких комментариев мы давать не будем. Может, где-то кто-то что-то и строит, может, он строит Эйфелеву башню - но мы здесь при чем? – резюмировал Гаик Ашотович.
Председатель областной воронежской общины армян Ованес Папоян не смог пообщаться с журналистом РИА «Воронеж» сославшись на занятость, но обещал сам перезвонить на следующий день. Однако не перезвонил и на звонки редакции уже больше не отвечал.
К слову, прецедент незаконного строительства культового здания, прославивший Воронеж на всю страну, произошел 10 лет назад. Тогда один скромный предприниматель купил якобы для своей многодетной семьи домик в частном жилом секторе на Московском проспекте – в одном из самых шумных и престижных мест города. Спустя несколько месяцев возле домика и впритык к соседскому забору вырос многоэтажный храм евангельских христиан-пятидесятников. Несмотря на отсутствие разрешения на строительство культового здания, на все жалобы соседей и разразившийся громкий скандал, храм был успешно достроен и открыл двери для прихожан.
Место для строящегося храма тоже выбрано характерное: с одной стороны промзона и железная дорога, с другой – мега-отель, с третьей – два популярных ресторана, через дорогу – ярмарка и всевозможные бутики. Кроме того, окруженная со всех сторон церковь лишена подъездных путей.
В общем, ситуация с небесным переделом земли воронежской повторяется вновь - несмотря на то, что за это время в регионе жестко поменялись «правила игры», а при органах власти создано два больших общественных совета, призванных регулировать межнациональное и религиозное равновесие в регионе: по делам национальностей и по взаимодействию конфессий. Армянская церковь возводится на глазах у чиновников, выдавших предписание об остановке самовольного строительства. На глазах у всех надзорных органов, которые должны обеспечить выполнение этого предписания. И у армянской общины, которая больше ничего не намерена комментировать.